Долгостроями никого не удивишь. Но когда они происходили в советское время это удивительно. Тогда все строили быстро и ударными темпами. Тем более если строили в сталинское время. Но такая история произошла с Домом архитекторов на Ростовской набережной Москвы.
Три тополя на Плющихе
Дом архитекторов неоднократно показывали в кинематографе. Самый известный эпизод в фильме "Три тополя на Плющихе" (1967 года выпуска), где героиня Татьяна Доронина так и не выходит на встречу с Олегом Ефремовым. А ждёт он её как раз около Дома архитекторов.
Между прочим именно в фильме упоминается церковь, которая была за Домом архитекторов. Церковь называлась Благовещения Господня XVII века. Её снесли в 1960 или 1961 году.
Проектирование и строительство
Проектирование дома для членов Союза архитекторов было доверено архитектору Алексею Щусеву. И не только дома, а проектирование всей застройки Ростовской и Смоленской набережных.
Работы начались в 1934 году и первая очередь подковообразного дома была построена к 1938 году. Но потом строительство застопорилось до 1960-х годов.
Церковь
Благове́щенская це́рковь была построена еще в 1413 году. Но потом сгорела и была отстроена в конце XVII века.
Церковь была подворьем ростовского архиерея, который проживал в Москве и заведовал Ростовской, Ярославской и Белозерской епархий. Ростовские архиреи были очень богатыми и многие считали, что в церкви сокрыты церковные сокровища.
Возможно, поэтому его долго не сносили в период гонений на церковь.
Щусев
До революции Щусев построил около трёх десятков церквей. Но после революции он прославился тем, что построил мавзолей Ленина. После этого он стал непререкаемым авторитетом советской архитектуры.
Но видно любовь к строительству церквей у Щусева осталась. И когда он увидел, что на месте строительства стоит церковь, то видно очень захотел сохранить её.
Поэтому, он и спроектировал дом так, чтобы новое здание подковой как бы огибало церковь. Этим церковь как бы закрывалась от внешнего взгляда.
Отсюда и возникла легенда о том, что Щусев хотел сохранить церковь и спроектировал дом так, чтобы включить церковь в единую композицию.
Однако эта легенда имела под собой основание.
Эта идея была очень опасной в то время. Но Щусев понадеялся на свой авторитет и ему повезло. Его проект с церковью утвердили. И церковь простояла ещё больше 20 лет. Она стала манифестом его архитектурной идеи - совмещения нового и старого в облике Москвы.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!
💥Все статьи канала "История и культура Евразии" за 2019 год