Найти в Дзене
Imperial Orchestra

Живопись и музыка - что общего?

Оглавление

Можно ли сравнить Моцарта с Ван Гогом? Формально, конечно, нет – один создавал свои образы с помощью партитуры, другой – кисти и красок. Но, если задуматься не о способах создания, а о том, чего достигли творцы в своих произведениях, то становится ясно – и художник и композитор прежде всего были озабочены воплощением впечатлений. Например, если взять пятую симфонию Бетховена (знаменитая судьба, стучащая в дверь) и полотно «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, то и тот и другой пытались передать состояние человека, который столкнулся с роком, с непреодолимой стихией. Исход и в том и в другом случае читается как трагический, но важен не финал, а то ощущение, которое ему предшествует.

Карл Брюллов "Последний день Помпеи"
Карл Брюллов "Последний день Помпеи"

У человека пять чувств, среди которых самые значимые – зрение и слух. Через глаза и уши мы получаем восемьдесят процентов информации об окружающем мире. Более того, впечатления, которые остаются надолго в памяти, чаще всего фиксируются картинкой или звуком. Если вы хотите узнать, как еще связаны живопись и музыка, то эта статья для вас.

Синтез искусств

Самая очевидная взаимосвязь живописи и музыки обнаруживается на театральной сцене. В начале XVII века в Италии возникла опера – вид театра в котором живопись, актерская игра и партитуры композиторов смешиваются между собой. Многие оперные спектакли до сих пор воспринимаются как «театр художника», когда главные впечатления зрители получают от оформления, а музыка становится поводом к этой игре декорациями. Опера очень часто играется в масштабных декорациях с расписными задниками, и над оформлением спектаклей часто работали признанные мастера рисунка. Европейская традиция, кстати, прижилась и в России. Так, над оформлением «Снегурочки» Римского-Корсакова, которую ставил Мамонтов в Русской частной опере, оформлял знаменитый Василий Васнецов.

Василий Васнецов "Палаты царя Берендея"
Василий Васнецов "Палаты царя Берендея"

Для многих художников работа в опере стала поворотным моментом в творчестве. Так, по одной из версий, свою самую известную картину «Черный квадрат» Каземир Малевич создал, оформляя оперу «Победа над солнцем» Михаила Матюшина. Декаденская музыка, которая разрушала привычное представление о гармонии, была поддержана радикальным экспериментом художника. Полотно Малевича до сих пор ассоциируется с искусством авангарда.

Казимир Малевич "Черный квадрат"
Казимир Малевич "Черный квадрат"

Одинаковые сюжеты

Мировое искусство долгое время было сосредоточено на том, чтобы в разных видах воспроизводить мифы. Множество музыкальных произведений и живописных полотен написаны как изображение той или иной сцены из древнегреческих, древнеримских или библейский мифов. Если сопоставить некоторые произведения композиторов и художников, которые используют мифологические образы, то часто мы увидим, как одно дополняет другое. Например, известный сюжет про противостояние Аполлона и Пана стал основой для одной из кантат И.С. Баха – «Состязание Феба и Пана». Чуть ранее, тот же сюжет изобразил фламандский художник Якоб Йорданс, только свое полотно он назвал «Аполлон, побеждающий Пана». Попробуйте включить музыку и посмотреть на эту картину – мы почти уверены, что ваше воображение тут же приведет в движение героев, изображенных Йордансом.

Якоб Йорданс "Аполлон, побеждающий Пана"
Якоб Йорданс "Аполлон, побеждающий Пана"

Еще чаще творцы обращаются к мифу об Орфее. Композиторов в нем привлекает то, что в самом сюжете прописано значение музыки для героя – ведь благодаря своему таланту Орфею удается пройти множество испытаний. Считается, что первая в истории опера была написана Монтеверди именно на этот сюжет. Художников же здесь привлекает и огромный выбор локаций, и драматизм истории, ну и, конечно, ее метафоричность. Посмотрите, например, на картину Эдварда Пойнтера «Орфей и Эвридика», где герой сжимает в одной руке лиру, а в другой Эвридику.

Эдвард Пойнтер "Орфей и Эвридика"
Эдвард Пойнтер "Орфей и Эвридика"

Эмоциональный посыл

За время существования живописи и музыки, в них появилось огромное количество направлений: классицизм, барокко, сентиментализм, авангардизм, импрессионизм и другие. Интересно, что такие непохожие виды искусства почти всегда сходятся в том, что касается таких разделений. Классицизм и в музыке, и в живописи обозначал совершенство и отточенность формы, упорядочивание канонов и постоянное присутствие божественного. Авангардизм и там и там характеризуется ломанностью линий\мелодий, уход от конкретики в сторону максимальной абстракции и использование новых выразительных средств. За счет стилистических совпадений картина и музыка часто могут дополнять друг друга, служить визуальным переводом аудиального ряда, и звуковым – визуального.

Клодт Моне "Водяные лилии"
Клодт Моне "Водяные лилии"

Пожалуй, лучше всего такое соответствие легко обнаружить на примере импрессионистов. Музыка Клода Дебюсси дополняет картины Клода Моне, а картины Поля Сезанна сочетаются с музыкой Мориса Равеля. Это происходит от того, что музыкальный импрессионизм в целом ориентировался на живопись. Отход от реализма, нежелание просто подражать жизни и пытаться создать образ, сквозь который всегда будет видно настроение автора – такое кредо выбрали для себя импрессионисты.

Если вы сами хотите услышать, увидеть и почувствовать, как связаны живопись и музыка, то обязательно приходите на концерт «Классика в соборе» 27 июня, который состоится в концертном зале собора Яани Кирик. Там вы услышите произведения импрессионистов на фоне самых известных картин XIX и XX веков. Не пропустите!

С афишей можно ознакомится на официальном сайте classica.spb.ru