Найти тему
Фото-профи

Фотографы, изменившие мир: Доротея Ланж

В серии “Фотографы, изменившие мир” я рассказываю о людях, чья деятельность в области фотографии значительно изменила не только фотографическую практику, но также стала чем-то новым для других сфер человеческой жизни.

В прошлой статье мы говорили об Уокере Эвансе, который прославился своими снимками американцев в период Великой депрессии, а сейчас я расскажу вам о женщине-фотографе, которая также освещала данную тему и благодаря ей стала знаменитой. Речь пойдет о Доротее Ланж.

Доротея Ланж родилась 26 мая 1895 в штате Нью-Джерси, США. Ее родители имели немецкие корни. В детстве Доротея перенесла полиомиелит, вследствие чего всю оставшуюся жизнь хромала. Когда Ланж была подростком,ее отец бросил семью, что привело к настолько тяжелой травме у Доротеи, что она отказалась от фамилии отца и взяла девичью фамилию матери.

Ланж оканчивает среднюю школу в Нью-Йорке и к этому времени она решает, что станет фотографом. Начало погружения в мир фотоискусства происходит под руководством наставника Кларенса Уайта, а затем Доротея посещает несколько фотостудий Нью-Йорка.

Она решает заниматься портретной фотографией и находит инвестора для создания собственной студии. Но тем временем в истории США наступает период Великой депрессии и это заставляет Доротею выйти со своей камерой из студии на улицу.

-2
-3
-4

В период Великой депрессии в США, начавшейся в 1933 году, около четырнадцати миллионов человек в США остались без работы. Многие при этом остались еще и бездомными, бесцельно шатаясь по стране, часто без достаточного количества еды. На Среднем Западе и Юго-Западе засуха и пыльные бури усугубили экономический кризис. В течение десятилетия 1930-х годов около 300 000 мужчин, женщин и детей мигрировали на запад в Калифорнию в надежде найти работу. Эти семьи мигрантов путешествовали на старых ветхих автомобилях или грузовиках, бродя с места на место, чтобы следить за посевами. Ланж начинает фотографировать этих людей, чтобы задокументировать их жизнь на улицах и дорогах Калифорнии. Она бродила по объездным дорогам со своей камерой, фиксируя масштабы социально-экономических потрясений. Именно здесь Доротея находит свое предназначение в качестве фотографа. Она перестает быть портретистом и становится одним из первых документальных фотографов, наряду с Уокером Эвансом.

Здесь начинает формироваться ее фотографический стиль: подчеркнуто резкие и контрастные снимки, когда манера подачи материала полностью соответствует сюжету на фотографии и усиливает воздействие на зрителя. В процессе съемки Доротея старалась создать непринужденную атмосферу, для чего использовала ряд собственных наработок.

Работы Ланж привлекают внимание общественности и она начинает работать в Федеральной администрации по переселению (RA), впоследствии названной Администрацией безопасности фермерских хозяйств (FSA). В этот период ее остросоциальные работы становятся настоящими иконами эпохи. Средства массовой информации публикуют работы Ланж, они вызывают острый общественный резонанс.

-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11

Символом того времени стала работа "Мать переселенцев". Доротея так описывает историю создания одного из своих самых известных снимков:

Я подошла к голодной и отчаявшейся матери, которая притягивала меня как магнит. Я не помню, как объяснила ей свое присутствие или наличие камеры, но я помню, что она не задавала мне вопросов. Я сделала пять снимков, работая все ближе и ближе с одного и того же направления. Я не спрашивала ее имя или историю. Она сказала мне, что ей тридцать два года, что они жили на замороженных овощах с окружающих полей и птицах, которых убивали дети. Она только что продала шины от своей машины, чтобы купить еду. Она сидела в этой наклонной палатке со своими детьми, сжимающимися вокруг нее, и, казалось, знала, что мои фотографии могут ей помочь и поэтому помогла мне.
-12

Ланж сообщила об условиях в лагере редактору газеты Сан-Франциско, показав ему свою фотографию. Редактор проинформировал федеральные власти и опубликовал статью, в которую вошли некоторые изображения. В ответ правительство поспешило направить в лагерь помощь, чтобы предотвратить голод.

В 1941 году Ланж была удостоена престижной стипендии Гуггенхайма за достижения в области фотографии. После нападения на Перл-Харбор она отказывается от стипендии, чтобы отправиться на задание в Управление по военному переселению (WRA), чтобы задокументировать вынужденную эвакуацию американцев японского происхождения с западного побережья США. Она освещала интернирование американцев японского происхождения и их последующее заключение, путешествуя по Калифорнии, чтобы сфотографировать семьи, которые должны были покинуть свои дома по приказу правительства. Власти конфисковали большую часть этих фотографий и во время войны они не были доступны широкой публике, но сейчас их можно посмотреть в Национальном архиве США.

После войны Доротея получает приглашение от Анселя Адамса преподавать художественную фотографию в Калифорнийской школе искусств. В 1952 году Ланж становится соучредителем журнала Aperture. В дальнейшем она продолжает работу над документальными проектами, такими, как серия работ “Жизнь”, посвященная защите бедных людей в судебной системе. 11 октября 1965 года Доротея Ланж умирает от рака пищевода в возрасте семидесяти лет.

Доротея Ланж стала одним из наиболее ярких первопроходцев в области документальной фотографии. Ее работы в значительной мере охарактеризовали эпоху Великой депрессии и стали не только национальным достоянием США, но и образцом для многих фотожурналистов.

Если вам понравилась статья, то приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.

Удачи вам и отличных фотографий!