В серии “Фотографы, изменившие мир” я рассказываю о людях, чья деятельность в области фотографии значительно изменила не только фотографическую практику, но также стала чем-то новым для других сфер человеческой жизни.
В прошлой статье мы говорили об Уокере Эвансе, который прославился своими снимками американцев в период Великой депрессии, а сейчас я расскажу вам о женщине-фотографе, которая также освещала данную тему и благодаря ей стала знаменитой. Речь пойдет о Доротее Ланж.
Доротея Ланж родилась 26 мая 1895 в штате Нью-Джерси, США. Ее родители имели немецкие корни. В детстве Доротея перенесла полиомиелит, вследствие чего всю оставшуюся жизнь хромала. Когда Ланж была подростком,ее отец бросил семью, что привело к настолько тяжелой травме у Доротеи, что она отказалась от фамилии отца и взяла девичью фамилию матери.
Ланж оканчивает среднюю школу в Нью-Йорке и к этому времени она решает, что станет фотографом. Начало погружения в мир фотоискусства происходит под руководством наставника Кларенса Уайта, а затем Доротея посещает несколько фотостудий Нью-Йорка.
Она решает заниматься портретной фотографией и находит инвестора для создания собственной студии. Но тем временем в истории США наступает период Великой депрессии и это заставляет Доротею выйти со своей камерой из студии на улицу.
В период Великой депрессии в США, начавшейся в 1933 году, около четырнадцати миллионов человек в США остались без работы. Многие при этом остались еще и бездомными, бесцельно шатаясь по стране, часто без достаточного количества еды. На Среднем Западе и Юго-Западе засуха и пыльные бури усугубили экономический кризис. В течение десятилетия 1930-х годов около 300 000 мужчин, женщин и детей мигрировали на запад в Калифорнию в надежде найти работу. Эти семьи мигрантов путешествовали на старых ветхих автомобилях или грузовиках, бродя с места на место, чтобы следить за посевами. Ланж начинает фотографировать этих людей, чтобы задокументировать их жизнь на улицах и дорогах Калифорнии. Она бродила по объездным дорогам со своей камерой, фиксируя масштабы социально-экономических потрясений. Именно здесь Доротея находит свое предназначение в качестве фотографа. Она перестает быть портретистом и становится одним из первых документальных фотографов, наряду с Уокером Эвансом.
Здесь начинает формироваться ее фотографический стиль: подчеркнуто резкие и контрастные снимки, когда манера подачи материала полностью соответствует сюжету на фотографии и усиливает воздействие на зрителя. В процессе съемки Доротея старалась создать непринужденную атмосферу, для чего использовала ряд собственных наработок.
Работы Ланж привлекают внимание общественности и она начинает работать в Федеральной администрации по переселению (RA), впоследствии названной Администрацией безопасности фермерских хозяйств (FSA). В этот период ее остросоциальные работы становятся настоящими иконами эпохи. Средства массовой информации публикуют работы Ланж, они вызывают острый общественный резонанс.
Символом того времени стала работа "Мать переселенцев". Доротея так описывает историю создания одного из своих самых известных снимков:
Я подошла к голодной и отчаявшейся матери, которая притягивала меня как магнит. Я не помню, как объяснила ей свое присутствие или наличие камеры, но я помню, что она не задавала мне вопросов. Я сделала пять снимков, работая все ближе и ближе с одного и того же направления. Я не спрашивала ее имя или историю. Она сказала мне, что ей тридцать два года, что они жили на замороженных овощах с окружающих полей и птицах, которых убивали дети. Она только что продала шины от своей машины, чтобы купить еду. Она сидела в этой наклонной палатке со своими детьми, сжимающимися вокруг нее, и, казалось, знала, что мои фотографии могут ей помочь и поэтому помогла мне.
Ланж сообщила об условиях в лагере редактору газеты Сан-Франциско, показав ему свою фотографию. Редактор проинформировал федеральные власти и опубликовал статью, в которую вошли некоторые изображения. В ответ правительство поспешило направить в лагерь помощь, чтобы предотвратить голод.
В 1941 году Ланж была удостоена престижной стипендии Гуггенхайма за достижения в области фотографии. После нападения на Перл-Харбор она отказывается от стипендии, чтобы отправиться на задание в Управление по военному переселению (WRA), чтобы задокументировать вынужденную эвакуацию американцев японского происхождения с западного побережья США. Она освещала интернирование американцев японского происхождения и их последующее заключение, путешествуя по Калифорнии, чтобы сфотографировать семьи, которые должны были покинуть свои дома по приказу правительства. Власти конфисковали большую часть этих фотографий и во время войны они не были доступны широкой публике, но сейчас их можно посмотреть в Национальном архиве США.
После войны Доротея получает приглашение от Анселя Адамса преподавать художественную фотографию в Калифорнийской школе искусств. В 1952 году Ланж становится соучредителем журнала Aperture. В дальнейшем она продолжает работу над документальными проектами, такими, как серия работ “Жизнь”, посвященная защите бедных людей в судебной системе. 11 октября 1965 года Доротея Ланж умирает от рака пищевода в возрасте семидесяти лет.
Доротея Ланж стала одним из наиболее ярких первопроходцев в области документальной фотографии. Ее работы в значительной мере охарактеризовали эпоху Великой депрессии и стали не только национальным достоянием США, но и образцом для многих фотожурналистов.
Если вам понравилась статья, то приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.
Удачи вам и отличных фотографий!