сНа днях издательству АСТ удалось меня провести. Я скачала аудиокнигу Айседоры Дункан "Мой муж Сергей Есенин". Надо сказать, что у Дункан я читала, вроде бы, все и давно, еще во время учебы, потому что интересовалась прерафаэлитами, а она оставила ряд воспоминаний о встрече с теми, кто имел отношение к их кругу и непосредственно участвовал в движении, например, об Эдуарде Чарльзе Галле. Мне бы, увидев заголовок про Есенина остановиться, подумать: почему я, давным давно все прочитавшая, не встречала этой книги раньше? Я, кстати, даже остановилась. И подумала. И решила, что упустила эту книгу. Я же, в конце концов, не дункановед.
В общем, со вчерашнего дня слушаю я ее воспоминания. Вот они с семьей голодают в Америке, вот нашелся ее отец, вот потерялся, вот снова нашелся и купил им дом, а вот уже его прогулял. Вот они переехали в Чикаго. И в Европу. Вот она в одного влюбляется, но бережет свое девство. Вот - в другого. Вот она в Лондоне, вот - во Франции. Уже случился роман с Оскаром Бережи, потом она танцевала перед эрцгерцогом Фердинандом... Про Есенина, заметьте, ни слова. На этом я окончательно заподозрила неладное: конечно же, я все это читала, просто забыла за почти 20 лет. Но потом меня одолели сомнения: не может же быть настолько прямой обман, может, я ошибаюсь? Продолжила слушать: там новые романы, студенты рвут платье на ленточки... Побывала в России, увлеклась Станиславским, получила отказ. Уже встретилась с Гордоном Крэгом и вот-вот родит от него дочь. Я отложила книгу и пошла читать, что это за трюк. Оказалось, ни про какого Есенина Дункан действительно не писала, книга составлена из ее мемуаров "Моя жизнь", а во второй части, до которой я еще не дошла, про Дункан и Есенина вспоминают другие. Даже не знаю, читать ли.
Вообще, воспоминания ее очень занятные. Везде и всем она объясняет, что ее танцевальное искусство очень изысканное, публике его не понять. В Греции Дункан купила участок земли, чтобы построить там храм и научить греков вернуться к туникам, сандалиям и древним танцам - считала их глупыми за то, что не понимают, как надо жить.
Реальных записей Айседоры Дункан очень мало, часто под видом ее танца показывают более поздние ее постановки, с участием других танцовщиц. Но вот, например, она танцует вживую. Причем, здесь ей 20 с чем-то лет. А представьте, как она танцевала в сорок.
И вот
Как видите, ничего интересного. Даже по фигуре Дункан заметно, что ее танцы не предполагали никакой нагрузки. Посмотрите на ее руки: здесь Дункан запечатлена в годы, когда она активно танцевала и преподавала в своей школе. А руки дряблые!
Нам сегодня сложно понять причину успеха таких женщин, как Дункан, потому что их танцевальная подготовка кажется крайне слабой. Возможно, секрет был в том, что они попросту оказались первыми, кто обнажил ноги, плечи и со всем этим сумел попасть в театры, а не в кафешантаны. Общество только открывалось, однако женщин в юбке хотя бы по колено тогда не видели, они не ходили по улице. Вдумайтесь: мужчине из хорошего круга, если он не был женат и не ходил в ночные заведения, по большому счету, негде было увидеть женское колено или оголенный локоть. Понятно, что любая возможность легально смотреть на женское тело, не подвергаясь при этом осуждению, только приветствовалась.
Другая такая танцовщица - Ида Рубинштейн. Пожалуй, тонус у нее был лучше, чем у Дункан. Однако и она смотрится в целом нелепо. Это, кстати, профессионалы понимали и тогда, просто их было мало. Дягилев, например, понимал, он был на позднем концерте Рубинштейн и оставил о нем нелестный отзыв - говорил, что танцовщица смотрелась жалко.
Еще одна знаменитая танцовщица, исполнявшая крайне посредственные танцы - Мата Хари. Была известна только тем, что смело оголялась. Насколько я поняла, записей танца самой Маргарет Келле не сохранилось. Но есть ее повседневное видео. Вот здесь сразу начнется с него. В этом ролике также найдете ее фото в костюмах
Чтобы оценить уровень профессиональных балерин того времени, достаточно взглянуть на несколько видео. Вот неизвестная танцовщица конца XIX в.
И Тамара Карсавина. Балерина номер один в мире
И Анна Павлова
В целом современный человек должен понимать, что уровень развития искусств даже 120 лет назад был совсем иным. К примеру, недавно обсуждали голос последнего католического певца-кастрата Алессандро Морески, его записи сохранились. Этот певец был солистом Сикстинской капеллы и был едва ли не лучшим. Вообразите, как пели остальные и какая стояла в этой капелле какофония. Меж тем, сохранились воспоминания современников Морески, утверждавшие, что он имел райский голос, а службы с его участием звучали божественно.
Похоже, тогда плохо разбирались в искусстве. Другого объяснения нет.