Найти тему
INTELLECT & CREATIVE

Круг наук или искусств – фундамент знаний | 1

На каких знаниях и навыках выстраивать личную систему знаний, обучения? Сейчас мы много думаем о перестройке системы образования, самообразовании взрослых и постоянной личной системе обучения. Обратимся к проверенным временем источникам. Наши предки имели четкую систему обучения самым главным наукам, справедливо называвшихся искусствами. Эти знания и базовые навыки были обязательны для изучения каждым образованным человеком.

Джованни дель Понте. Семь свободных искусств. (Флоренция 1385-1438). Музей Прадо
Джованни дель Понте. Семь свободных искусств. (Флоренция 1385-1438). Музей Прадо

В начальной школе сперва изучались базовые дисциплины: «тривиум» (trivium — «перекресток трех путей знания»: грамматика, риторика, диалектика). После окончания в возрасте 12–15-лет мальчик поступал на подготовительный факультет университета, где изучал «семь свободных искусств» или семь вольных искусств (лат. septem artēs līberālēs). Вторая ступень называлась «квадривиум» (quadrivium — «перекресток четырех путей знания»: музыка, арифметика, геометрия и астрономия). Среднее образование плавно перетекало в высшее.

Визуальные символы наук-искусств введены в трактате V века «De nuptis Philologiae et Mercurii» (лат. — «Свадьба Филологии и Меркурия») римского грамматика Марциана Капеллы. Искусства представлялись аллегорически фигурами женщин с определенным атрибутом. Под ними располагались образы известных ученых, представителей ее сферы. Представители каждой науки иногда могли изменяться. Такая хорошо запоминающаяся символическая инфографика использовалась почти 1000 лет, на протяжении всего средневековья. В эпоху Возрождения она слегка видоизменялась, но в целом оставалась привычной эмблемой системы обучения.

Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167—1185). С00
Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167—1185). С00

Кстати, словом «тривиальный» называли простое высказывание, понятное любому человеку, освоившему лишь первый цикл обучения (тривиум).

Семь искусств отделялись от «матери всех наук философии» и от механических искусств, таких, как архитектура и земледелие. Прикладные сферы деятельности ремесленника или работника физического труда считались менее свободными, благородными.

Важен сам термин «свободные искусства». Человек, искусно овладевший нужными знаниями и навыками, становится свободным.

Система обучения свободным искусствам по Исидору Севильскому и ее системная модель:

Схема обучения свободным искусствам.
Схема обучения свободным искусствам.

Расшифровка схемы обучения:

Грамматика — искусство правильно выражать мысли и владеть искусством грамотной, красивой речи.

Риторика — обучение искусству аргументации и различным методам ведения диалога.

Логика — формирует основы грамотного мышления и развивает интеллект, память.

Арифметика — значения числа в гармонии Вселенной и виртуозное описание мировых соотношений через числа.

Геометрия — раскрывает красоту мира, его символы и законы, пропорции и красоту форм.

Астрономия — изучает свойства пространства и времени, строение Вселенной и ее законов.

Музыка — постижение эстетического, ритмического закона Гармонии человека и Вселенной.

Искусно овладев этими знаниями и навыками, именно на уровне искусства, мастерства, человек становится истинно свободным и может прожить счастливую, достойную жизнь.

Marten de Vos Seven liberal arts.jpg
Marten de Vos Seven liberal arts.jpg
В Древней Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний, то есть образование изначально имело энциклопедический характер. В эллинистическую эпоху преподавание «свободных искусств» было дополнено практикой толкований текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также сведениями математического и естественно-научного характера.
Цикл математических наук оформился ещё в поздней античности в Платоновской Академии (основана Платоном в 380-х годах до н. э. близ Афин в местности, названной в честь мифического героя Академа. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших; основным методом обучения была диалектика – понимание, осознание через диалог.
Особая роль математики подчёркнута в девизе Академии: «Ἀγεωμέτρητος μηδεὶς εἰσίτω» [Aгеōметрēтос мēдeис эиситō] = «Не геометр да не войдёт!»

Наверное, самое известное аллегорическое изображение «Семи свободных искусств» создал Рафаэль Санти. Афинская школа:

Raffael. La Scuola d’Atene, Апостольский дворец, Ватикан. 1510—1511. С00
Raffael. La Scuola d’Atene, Апостольский дворец, Ватикан. 1510—1511. С00

Рассмотреть фреску и ознакомиться со списком персонажей можно в подробной статье.

Подробная лекция «Высшее образование в Древней Греции», рассматривается школьное образование с 7 лет и далее, вся система!

Продолжение следует! Будем создавать новую Академию, нового Возрождения, друзья? ✨