На каких знаниях и навыках выстраивать личную систему знаний, обучения? Сейчас мы много думаем о перестройке системы образования, самообразовании взрослых и постоянной личной системе обучения. Обратимся к проверенным временем источникам. Наши предки имели четкую систему обучения самым главным наукам, справедливо называвшихся искусствами. Эти знания и базовые навыки были обязательны для изучения каждым образованным человеком. В начальной школе сперва изучались базовые дисциплины: «тривиум» (trivium — «перекресток трех путей знания»: грамматика, риторика, диалектика). После окончания в возрасте 12–15-лет мальчик поступал на подготовительный факультет университета, где изучал «семь свободных искусств» или семь вольных искусств (лат. septem artēs līberālēs). Вторая ступень называлась «квадривиум» (quadrivium — «перекресток четырех путей знания»: музыка, арифметика, геометрия и астрономия). Среднее образование плавно перетекало в высшее. Визуальные символы наук-искусств введены в тракта