На каких знаниях и навыках выстраивать личную систему знаний, обучения? Сейчас мы много думаем о перестройке системы образования, самообразовании взрослых и постоянной личной системе обучения. Обратимся к проверенным временем источникам. Наши предки имели четкую систему обучения самым главным наукам, справедливо называвшихся искусствами. Эти знания и базовые навыки были обязательны для изучения каждым образованным человеком.
В начальной школе сперва изучались базовые дисциплины: «тривиум» (trivium — «перекресток трех путей знания»: грамматика, риторика, диалектика). После окончания в возрасте 12–15-лет мальчик поступал на подготовительный факультет университета, где изучал «семь свободных искусств» или семь вольных искусств (лат. septem artēs līberālēs). Вторая ступень называлась «квадривиум» (quadrivium — «перекресток четырех путей знания»: музыка, арифметика, геометрия и астрономия). Среднее образование плавно перетекало в высшее.
Визуальные символы наук-искусств введены в трактате V века «De nuptis Philologiae et Mercurii» (лат. — «Свадьба Филологии и Меркурия») римского грамматика Марциана Капеллы. Искусства представлялись аллегорически фигурами женщин с определенным атрибутом. Под ними располагались образы известных ученых, представителей ее сферы. Представители каждой науки иногда могли изменяться. Такая хорошо запоминающаяся символическая инфографика использовалась почти 1000 лет, на протяжении всего средневековья. В эпоху Возрождения она слегка видоизменялась, но в целом оставалась привычной эмблемой системы обучения.
Кстати, словом «тривиальный» называли простое высказывание, понятное любому человеку, освоившему лишь первый цикл обучения (тривиум).
Семь искусств отделялись от «матери всех наук философии» и от механических искусств, таких, как архитектура и земледелие. Прикладные сферы деятельности ремесленника или работника физического труда считались менее свободными, благородными.
Важен сам термин «свободные искусства». Человек, искусно овладевший нужными знаниями и навыками, становится свободным.
Система обучения свободным искусствам по Исидору Севильскому и ее системная модель:
Расшифровка схемы обучения:
Грамматика — искусство правильно выражать мысли и владеть искусством грамотной, красивой речи.
Риторика — обучение искусству аргументации и различным методам ведения диалога.
Логика — формирует основы грамотного мышления и развивает интеллект, память.
Арифметика — значения числа в гармонии Вселенной и виртуозное описание мировых соотношений через числа.
Геометрия — раскрывает красоту мира, его символы и законы, пропорции и красоту форм.
Астрономия — изучает свойства пространства и времени, строение Вселенной и ее законов.
Музыка — постижение эстетического, ритмического закона Гармонии человека и Вселенной.
Искусно овладев этими знаниями и навыками, именно на уровне искусства, мастерства, человек становится истинно свободным и может прожить счастливую, достойную жизнь.
В Древней Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний, то есть образование изначально имело энциклопедический характер. В эллинистическую эпоху преподавание «свободных искусств» было дополнено практикой толкований текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также сведениями математического и естественно-научного характера.
Цикл математических наук оформился ещё в поздней античности в Платоновской Академии (основана Платоном в 380-х годах до н. э. близ Афин в местности, названной в честь мифического героя Академа. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших; основным методом обучения была диалектика – понимание, осознание через диалог.
Особая роль математики подчёркнута в девизе Академии: «Ἀγεωμέτρητος μηδεὶς εἰσίτω» [Aгеōметрēтос мēдeис эиситō] = «Не геометр да не войдёт!»
Наверное, самое известное аллегорическое изображение «Семи свободных искусств» создал Рафаэль Санти. Афинская школа:
Рассмотреть фреску и ознакомиться со списком персонажей можно в подробной статье.
Подробная лекция «Высшее образование в Древней Греции», рассматривается школьное образование с 7 лет и далее, вся система!
Продолжение следует! Будем создавать новую Академию, нового Возрождения, друзья? ✨