В начале XVII века Петр I начал активно заниматься реорганизацией народного хозяйства Русского государства, которое заключалось в том числе и в строительстве большого (для России того времени) количества разнообразных заводов (в первую очередь металлургических) и интенсивном внедрении лучших западных технологий производства. Однако, поскольку все современные (на тот момент) производства были энергозатратными, то для их функционирования требовалось большое количество топлива.
Как известно, Российское царство -страна лесов и до определенного момента считалось, что этого природного топлива хватит на многие годы вперед и никто даже не задумывался о бережном отношении к этому природному богатству. Все изменилось с приходом к власти Петра I, который начал строить флот, крепости, города, заводы и др. объекты.
Уже в 1703 г. был издан царский указ запрещающий под страхом смертной казни "рубить всякий лес 12 вершков в отрезе и больше". Вскоре появляется новый указ, запрещающий повсеместно рубить дуб и крупные сосны не только на дрова, но и на "угольное жжение" (тысячи крестьян, приписанные к казенным заводам, в течении зимних месяцев рубили лес, собирали его в кучи, которые закрывали сначала дерном, а потом землей, после чего поджигали. На протяжении длительного времени эта масса горела, образуя "залежи" древесного угля. Потом пласты разбивали на мелкие куски, которые и поступали в качестве топлива на заводы).
При такой технологии "добычи угля" уже через несколько лет все лесные массивы вблизи крупных заводов были полностью уничтожены. В это же время в передовых странах, особенно в Англии и Шотландии, полным ходом шла добыча залежей каменного угля шахтным способом.
Однако, несмотря на все указы, о которых мы упоминали выше, Петр I до последних лет своего царствования никаких особых попыток изыскания каменного угля в России не предпринимал. Только в 1722 г., когда в Берг-коллегию (орган по руководству горнорудной промышленностью) начала поступать из разных регионов России информация о случайных открытиях местными жителями запасов каменного угля, были изданы соответствующие распоряжения, после которых начались официальные поиски твердого горючего полезного ископаемого.
Среди донесений 1722 г.,которые поступили в Берг-коллегию, был и доклад капитана Волженского о находке каменного угля крестьянами Титовым и Иваном Палицыным в Переяслав-Рязанской провинции недалеко от Ряжска по течению реки Хупта вблизи деревни Петровка (ныне с. Петрово).
Штатным сотрудникам Берг-коллегии, так называемым "рудным доносителям" (самыми деятельными из которых были Василий Лодыгин, Лаврентий Зуев, Григорий Капустин и др. ) были даны предписания срочно обследовать указанные места. Однако, первые экспедиции в "угольные места" отправились только в 1723 г., после того, как Петр I "выписал" из-за границы шотландских и английских специалистов, один из которых - Джордж Никсон и возглавил группу, отправившуюся на рязанские просторы. Кстати, англичанин получал от Берг-коллегии жалованье 24 руб. в неделю (весьма значительная сумма в то время). Русские участники экспедиции, в том числе и Капустин, неоднократно жаловались своему столичному начальству на нерасторопность Никсона и часто ставили под сомнение результаты его оценки тех или иных месторождений.
В конце мая - начале июня 1724 г. экспедиция добралась до Ряжска и приступила к исследованию местного месторождений угля. Сначала Никсон отзывался о его качестве весьма положительно, но окончательный вердикт был следующим:
"А тамошняя угольня убогая и только вид угольной и ни малое сходство с англинским угольем имеет. Однакож чаю, что их при варении соли можно употреблять, а я их лучше не могу сделать, как оные суть".
После этого экспедиция отправилась дальше - в сторону Воронежа. Однако именно с этой "убогой угольни" и началось освоение гигантского угольного массива - Подмосковного угольного бассейна (Мосбасса), который сегодня (исходя из современных данных геологоразведки) располагается на территории нескольких областей: Тверской, Ленинградской, Калужской, Смоленской, Тульской, Новгородской и Рязанской.
В 1875 г. удельный вес Подмосковного угольного бассейна в общей добыче угля царской России составлял около 25%. Однако в конце XIX века добыча пошла на спад . Причин этому было несколько. Главные из них - низкое качество угля (он сильно уступал донецкому) и тот факт, что благодаря интенсивному развитию железных дорог многие предприятия начали переходить на другой вид топлива - бакинскую нефть. С началом Первой мировой войны спрос на подмосковный уголь резко увеличился и количество действующих шахт выросло с 10 до 36 (на тот момент наиболее мощным по добыче угля считался Побединский район (ныне Скопинский) Рязанской губернии). В 1918 г. все шахты Мосбасса были национализированы, однако технически перевооружиться вовремя не успели, что сказалось на их "пассивном" участии в процессе грандиозного строительства промышленных объектов в СССР в 20-30-ые годы прошлого века (рынок сбыта захватил донецкий уголь). Ситуация изменилась только после личного вмешательства Сталина, который на XVII съезде КПСС (1934 г.) в резкой форме отчитал чиновников за пренебрежительное отношение к Мосбассу. После этого уже к 1939 г. в Мосбассе было запущено 43 новых шахты, в основном в Тульской области, работа которых в годы Великой оТечественной войны была фактически полностью парализована. В послевоенные годы Мосбасс снова начал развиваться, однако это продолжалось недолго - в 60-х годах прошлого века дешевые мазут и природный газ окончательно вытеснили уголь "с прилавков" промышленных предприятий. Шахты начали закрываться. Последняя из них (в Веневском районе Тульской области) была затоплена в 2010 году.
Некоторым из объектов Мосбасса "повезло", например, Ушаковский угольный разрез (Романцевские Горы, Кондуки) сегодня превратился в
"природно-антропогенный рекреационный комплекс Тульской области, примечательный терриконами и залитыми водой карьерами угольной выработки; особо охраняемую природную территорию местного значения".
Однако, в ближайшее время, в Мосбассе может появиться еще один аналогичный объект, находящийся в стадии формирования. Пока что этот "зародыш" природно-антропогенного рекреационного комплекса Рязанской области именуется Петрушинским угольным разрезом и является фактически единственным место ("последний из могикан") , где еще добывается уголь в Подмосковном бассейне (добыча здесь идет открытым способом). Туда мы сейчас и направляемся.
Село Петрушино располагается на юго-западе Рязанской области в 120 км от областного центра. Если двигаться со стороны Москвы, то на 207 км федеральной трассы "Каспий" необходимо повернуть направо, на дорогу местного значения 61К-067. Проехав по ней 13 км, в населенном пункте Поздное надо повернуть налево (на дорогу 61К-014)
и через 28 км пути перед вами возникнет указатель следующего содержания.
Повернув направо, вы, на протяжении последующих 5-ти км, сможете лично оценить все "прелести" рязанских дорог местного значения.
На подъезде к Петрушино будет очередная развилка. В селе ничего интересного (к сожалению) нет, поэтому смело поворачивайте направо,
на грунтовку, которая в распутицу превращается в "непроходимую" грязь.
Кстати, сразу заметим, что в плохую (дождливую) погоду в разрез лучше не соваться: из-за качества его внутренних дорог, проложенных в "специфическом" грунте вы можете застрять в нем надолго.
Итак, обогнув село и двигаясь все время по правой дороге
мы в скором времени оказываемся на территории Петрушинского угольного разреза (никаких указателей, предостерегающих, запрещающих и др. "официальных" надписей на своем пути вы здесь не встретите), который встречает нас великолепным "озером" с кристально чистой водой.
"Габаритные размеры" разреза следующие: с севера на юг он простирается на 2,1 км, а с запада на восток - на 1,6 км. Если немного приподняться над землей, то видно, что южная часть разреза сегодня представляет собой "каскад прудов" и уже фактически полностью готова "вписаться" в будущий природный заповедник (если, конечно, до организации такового когда-нибудь снизойдут местные власти).
Перебираемся в северную часть угольного разреза,
в котором располагается "горный массив" - отвалы хребтового вида, состоящие из пустых пород и некондиционного сырья,
за которыми просматривается стрела некоего технического средства.
Направляемся в его сторону
и через некоторое время останавливаемся возле шагающего экскаватора ЭШ-10/70 (объем ковша - 10 м3, вылет стрелы - 70 метров)
Эта 720-ти тонная махина посредством своих "лыж", расположенных по бокам, может "шагать" со скоростью 200 метров в час,
Недалеко от этого "монстра" располагается его "собрат" по производству.
Впрочем, что касается производственного процесса, то судя по отсутствию работников (на всем разрезе мы встретили только одного рабочего - сторожа, который "культурно отдыхал" в одном их экскаваторов) он осуществляется здесь эпизодически, и с каждым годом, очевидно, количество этих эпизодов становится все меньше и меньше. Так что "не за горами" время, когда грунтовые воды затопят все свободные "емкости",
экскаваторы, выпуска 70-80-х годов прошлого века, окончательно превратятся в груду металлолома и Петрушинский угольный разрез, как одно из последних предприятий Мосбасса, уйдет в небытие. Тогда-то и появится у Рязанской области шанс обустроить на своей территории природно-антропогенный рекреационный комплекс, к которому впоследствии "не зарастет народная тропа".
На этой оптимистической ноте мы покидаем пока что еще производственную зону,
чтобы в ближайшее время познакомить вас с новыми местными достопримечательностями (в прямом и переносном смысле этого слова). Подписывайтесь на наш канал и вы всегда будете в курсе наших последних публикаций.
Источники информации:
1. Поиски каменного угля при Петре I. Заозерская Е.И.(Известия Государственного географического общества, 1943 г.)