Советские войска создавали развитую противотанковую систему инженерных заграждений. Копали противотанковые рвы, эскарпы, ставили три ряда колючей проволоки (к ней подвешивали банки делая заграждение простейшей сигнализацией), делали завалы, ставили простые и управляемые минные поля.
В основе инженерных заграждений ставили минно-взрывные заграждения, они увязывались с системой огня всех видов, с естественными преградами и другими заграждениями.
На первых двух оборонительных рубежах перед переднем краем ставили обычные сплошные поля из противопехотных и противотанковых мин. Также минировали танкопроходимые направления в глубине обороны. Была подготовлена часть территории для установки минно-взрывных заграждений.
Как потом окажется, более эффективным станет минирование в глубине обороны на выявленных направлениях наступления противника.
Кроме штатных мин использовались минно-огнефугасы (МОФ). Они поражали противника не только ударной волной и осколками, но и пламенем, которое образовывалось в результате взрыва.
Такое минное поле с хорошей маскировкой не поддается разминированию, очаг пламени достигает 30 - 40 м высоты и падает на голову.
В распоряжении командира полка и выше находились подвижные отряды заграждений, они должны были минировать пути движения танков противника, разрушать дороги и дорожные сооружения.
Подвижные отряды заграждения подчинялись начальнику инженерных войск армии и дивизионным инженерам, каждый действовал в своей полосе. Они взаимодействовали с пехотой, артиллеристами и танкистами.
Во фронтовом противотанковом резерве был батальон инженерного заграждения и 3 инженерно-саперных батальона.
У каждого были несколько тысяч мин, несколько сотен килограмм взрывчатки, несколько автомобилей и подвод.
До начала операции "Цитадель" удалось поставить мины и фугасы на главной оборонительной полосе.
Особенно много мин ставили в полосе фронта 6-й гвардейской армии. В апреле -мае армейские инженерные части строили, усиливали и ремонтировали мосты, держали дороги в надлежащем состоянии, строили армейские и корпусные командные и наблюдательные пункты, несли службу подвижного противотанкового резерва, а также помогали дивизионным саперам в минировании главной полосы обороны.
Когда период распутицы закончился они плотнее занялись минированием.
Инженерные части РВГК выполняли такие же задачи в оперативной глубине, строили дороги и мосты, минировали мосты и охраняли их, часть сил помогала войсковым саперам в минировании. Одна рота каждого батальона находилась в подвижном противотанковом резерве.
В системе заграждений главной полосы 6-й гвардейской армии были поставлены специальные радиоуправляемые минные поля и фугасы. В качестве мин натяжного действия ставили захваченные зимой немецкие тяжелые снаряды.
За ночь саперной роте в среднем удавалось поставить 100 - 150 мин, иногда больше 250. Не всегда ночь была спокойной, тогда приходилось ждать.
Минусом минирования была слабая живучесть мин. Чтобы сделать проходы в минных полях, его обстреливали или бомбили.
У советских противотанковых мин, например, ЯМ-5 был существенный недостаток, они были маломощные. При взрыве у танка незначительно поражалась ходовая часть, а корпус оставался целым. Такая машина могла быть быстро отремонтирована.
На ряде участков главной полосы делали "двойное" (ставили сразу две такие мины) минное поле или мину усиливали крупнокалиберным снарядом.
Строили и противотанковые искусственные препятствия: эскарпы и противотанковые рвы.
Противотанковые рвы делились на два типа: первый - против легких танков и БТР, второй - против средних и тяжелых танков. Но в любом случае они должны были быть не уже 6 метров.
Как правило их объединяли с глубокими балками, оврагами, заболоченными отрогами, тем самым создавалось сплошное препятствие, которое было невозможно обойти с фланга.
Подходы к рва минировались и держались под огнем, в том числе артиллерийским.
Не полностью были вырыты и подготовлены рвы перед фронтов 52-й гвардейской стрелковой дивизии. Они не были закончены на стыках 151-го и 155-го гвардейских стрелковых полков, чем потом воспользуется противник.
Спасибо за прочтение.
Замулин Курский излом.