Найти в Дзене
История войн и оружия

Противотанковые инженерные заграждения на южном фасе Курской дуги 1943 г.

https://www.prizyv.ru/wp-content/uploads/2017/06/1-3-3-3-3-3-2.jpg
https://www.prizyv.ru/wp-content/uploads/2017/06/1-3-3-3-3-3-2.jpg

Советские войска создавали развитую противотанковую систему инженерных заграждений. Копали противотанковые рвы, эскарпы, ставили три ряда колючей проволоки (к ней подвешивали банки делая заграждение простейшей сигнализацией), делали завалы, ставили простые и управляемые минные поля.

В основе инженерных заграждений ставили минно-взрывные заграждения, они увязывались с системой огня всех видов, с естественными преградами и другими заграждениями.

На первых двух оборонительных рубежах перед переднем краем ставили обычные сплошные поля из противопехотных и противотанковых мин. Также минировали танкопроходимые направления в глубине обороны. Была подготовлена часть территории для установки минно-взрывных заграждений.

Как потом окажется, более эффективным станет минирование в глубине обороны на выявленных направлениях наступления противника.

Кроме штатных мин использовались минно-огнефугасы (МОФ). Они поражали противника не только ударной волной и осколками, но и пламенем, которое образовывалось в результате взрыва.

Такое минное поле с хорошей маскировкой не поддается разминированию, очаг пламени достигает 30 - 40 м высоты и падает на голову.

В распоряжении командира полка и выше находились подвижные отряды заграждений, они должны были минировать пути движения танков противника, разрушать дороги и дорожные сооружения.

Подвижные отряды заграждения подчинялись начальнику инженерных войск армии и дивизионным инженерам, каждый действовал в своей полосе. Они взаимодействовали с пехотой, артиллеристами и танкистами.

Во фронтовом противотанковом резерве был батальон инженерного заграждения и 3 инженерно-саперных батальона.

У каждого были несколько тысяч мин, несколько сотен килограмм взрывчатки, несколько автомобилей и подвод.

До начала операции "Цитадель" удалось поставить мины и фугасы на главной оборонительной полосе.

Особенно много мин ставили в полосе фронта 6-й гвардейской армии. В апреле -мае армейские инженерные части строили, усиливали и ремонтировали мосты, держали дороги в надлежащем состоянии, строили армейские и корпусные командные и наблюдательные пункты, несли службу подвижного противотанкового резерва, а также помогали дивизионным саперам в минировании главной полосы обороны.

Когда период распутицы закончился они плотнее занялись минированием.

Эскарп. https://konspekta.net/studopediaru/baza22/1268362628720.files/image003.jpg
Эскарп. https://konspekta.net/studopediaru/baza22/1268362628720.files/image003.jpg

Инженерные части РВГК выполняли такие же задачи в оперативной глубине, строили дороги и мосты, минировали мосты и охраняли их, часть сил помогала войсковым саперам в минировании. Одна рота каждого батальона находилась в подвижном противотанковом резерве.

В системе заграждений главной полосы 6-й гвардейской армии были поставлены специальные радиоуправляемые минные поля и фугасы. В качестве мин натяжного действия ставили захваченные зимой немецкие тяжелые снаряды.

За ночь саперной роте в среднем удавалось поставить 100 - 150 мин, иногда больше 250. Не всегда ночь была спокойной, тогда приходилось ждать.

Минусом минирования была слабая живучесть мин. Чтобы сделать проходы в минных полях, его обстреливали или бомбили.

У советских противотанковых мин, например, ЯМ-5 был существенный недостаток, они были маломощные. При взрыве у танка незначительно поражалась ходовая часть, а корпус оставался целым. Такая машина могла быть быстро отремонтирована.

На ряде участков главной полосы делали "двойное" (ставили сразу две такие мины) минное поле или мину усиливали крупнокалиберным снарядом.

Строили и противотанковые искусственные препятствия: эскарпы и противотанковые рвы.

http://broneboy.ru/wp-content/uploads/противотанковые-заграждения.gif
http://broneboy.ru/wp-content/uploads/противотанковые-заграждения.gif

Противотанковые рвы делились на два типа: первый - против легких танков и БТР, второй - против средних и тяжелых танков. Но в любом случае они должны были быть не уже 6 метров.

Как правило их объединяли с глубокими балками, оврагами, заболоченными отрогами, тем самым создавалось сплошное препятствие, которое было невозможно обойти с фланга.

Подходы к рва минировались и держались под огнем, в том числе артиллерийским.

Не полностью были вырыты и подготовлены рвы перед фронтов 52-й гвардейской стрелковой дивизии. Они не были закончены на стыках 151-го и 155-го гвардейских стрелковых полков, чем потом воспользуется противник.

Спасибо за прочтение.

Замулин Курский излом.