Реформационное движение, охватив Европу, способствовало созданию духовной музыки нового типа во многих странах. Женевский протестантский богослов и проповедник Жан Кальвин, придерживающийся более строгого следования букве Писания, утвердил традицию исполнения переведенных на разные языки псалмов Давида. В 1561 году французским поэтом-гуманистом Клеманом Маро и ученым богословом Теодором де Без был выполнен поэтический перевод псалмов на французский язык, в XIX веке получивший имя «Гугенотской Псалтири». Гугеноты исполняли песнопения дома или по пути в церковь. Вскоре тексты «Псалтири» были переведены на голландский, английский, датский, польский, венгерский, чешский, итальянский и испанский языки.
Англиканская Церковь, отколовшаяся от католиков в 1534 году по воле монарха Генриха VIII, также влилась в масштабный процесс перевода и создания новых гимнов. Именно Англия стала родиной нового музыкального жанра – энсзема, хорового полифонического пения стихов, сочиненных по мотивам библейских гимнов и исполнявшегося после официальной части богослужения. Появились сборники песнопений на английском языке, в частности была издана «Книга общественных молений». Для того чтобы текст богослужения был понятен и доступен для исполнения каждому, архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер закрепил традицию первых протестантских церквей: «один слог – одна нота».
С распространением протестантских идей популярность набирала профессия кантора, дирижера и певчего лютеранского хора. Популярность обрели бицинии – певчие сборники, по которым детей обучали исполнению духовных гимнов, позволяя параллельно с нотной грамотой осваивать латынь и библейские сюжеты.
Наиболее известным протестантским кантором и композитором, написавшим несколько сотен кантат и вошедшим в число мировых классиков, является Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Будучи убежденным протестантом, Бах посвятил жизнь написанию духовной музыки. Многие сочинения, написанные для клавира и предназначенные для церковных служб, издавались и распространялись в дидактических целях после смерти автора. В церквях непрестанно звучали органные сочинения Баха, огромной популярностью пользовались сочиненные им хоралы.
Другой композитор Феликс Мендельсон, происходивший из семьи крещеных евреев, также посвятил жизнь созданию духовной музыки. Сочинения, написанные Мендельсоном, являлись образцом протестантской духовной музыки на протяжении всего XIX века. Они вобрали в себя главные особенности культурного и социального развития немецкого общества: обращение к образам и идеалам эпохи романтизма и стремление к духовному возрождению Лютеранской Церкви.
Американские протестанты, большую часть которых составляли бежавшие из-за преследований европейские протестанты, считали себя новым Израилем, а землю, на которую они прибыли в XVII веке – святой землей. Данное видение ситуации наложило свой отпечаток на формирование американской протестантской культуры, в том числе, в сфере духовной музыки.
Госпел – жанр духовной музыки, зародившийся в XIX веке на Юге Америки в среде методистских церквей, характерной особенностью которого стало смешение популярных народных мелодий с христианскими гимнами. Другим жанром духовной музыки, который родился в Америке, стал спиричуэл, протестантские гимны, исполняемые африканскими невольниками. Особенностями данных песнопений были синтез христианских и языческих верований, использование африканских песнопений и мелодий во время молитв, импровизации во время исполнения и эмоциональность. Главными героями гимнов являлись ветхозаветные пророки-освободители: Моисей, плененный Даниил, Давид, побеждающий Голиафа, Маккавеи, отвоевывающие Иерусалимский Храм у захватчиков-греков. Госпел и спиричуэл легли в основу джаза и блюза.
Отечественные протестанты внесли вклад в общемировое протестантское духовное творчество. Русский евангелист Иван Степанович Проханов, живший на рубеже XIX – XX веков и рассматривавший духовные гимны как маркер религиозно-культурной идентичности, написал более тысячи композиций, составленных для богослужений русскоязычных протестантов, им написаны также гимны для исполнения детскими и юношескими хорами.
На видео исполняется гимн И.С. Проханова "Великий Бог, когда на мир смотрю я..."
Протестантское музыкальное наследие развивалось в течение столетий вплоть до настоящего времени. Сегодня религиозная музыка протестантов исполняется в различных стилевых и жанровых обработках, к музыке пишутся стихи религиозного содержания. Во многих протестантских церквях исполнению гимнов уделяется большое внимание, современные общины не брезгуют ни роком, ни хип-хопом, ни джазом. Главным является не музыкальный жанр, а христианское содержание молитв, возносимых верующими.
На видео: клип американской христианской рок-группы "KING & COUNTRY"