Найти тему
Ваби Саби Стиль

Эдвард Хоппер: художник, вдохновивший Хичкока

Немногие художники способны так увековечить дух времени, как это сделал американский художник Эдвард Хоппер. В офортах, ​​акварелях и особенно в картинах маслом Хоппер представляет кинематографические изображения нации во времена ее крупнейших потрясений.

Мансардная крыша. 1923
Мансардная крыша. 1923

Эдвард Хоппер родился в 1882 году в сельской местности северной части штата Нью-Йорк и начал свой творческий путь в качестве иллюстратора, не по годам одаренного и болезненно интровертного.  В подростковом возрасте он поступил в Нью-Йоркскую школу искусств, где перешел на акварель и масло под руководством Уильяма Меррита Чейза и Роберта Генри, членов группы художников под названием «Школа Ашкан».

Одиннадцать утра. 1926
Одиннадцать утра. 1926

В период с 1906 по 1910 год Эдвард Хоппер трижды побывал в Париже. Поездки открыли Хопперу глаза на великих французских импрессионистов и, по возвращении, на то, что он стал считать “грубым” и “депрессивным” качеством жизни в быстро развивающемся Нью-Йорке. Эти годы становления особенно важны здесь, учитывая, что художник всегда утверждал, что его картины отражают очень личный, а иногда и воображаемый опыт мира.

Дом у железной дороги, 1925
Дом у железной дороги, 1925

В этом контексте печальные и одинокие фигуры, занимающие многие из его самых известных работ, включая «Полуночники»«Антракт», «Чоп Суэй» и «Одиннадцать утра», приобретают более глубокий психологический вес. Оказавшись в самом начале наступления современности с ее обещаниями процветания и прогресса, плывущие по течению персонажи картин Хоппера воплощают парадоксальные чувства одиночества и беспокойства.

Чоп суэй. 1929
Чоп суэй. 1929

С одной стороны, эти картины представляют собой репрезентации типичного американского вида: заправочные станции, закусочные, мотели и кинотеатры, но, возможно, их величайшая сила проистекает из того, как Эдвард Хоппер воспринимает эти банальные настройки и переносит в них свое собственное ментальное состояние.

Солнце в пустой комнате. 1963
Солнце в пустой комнате. 1963

Подобно художникам ашканской школы, Хоппер рисовал обычные места городской жизни. Но, в отличие от их расплывчатых и ярких картин, его «Дом у железной дороги» (1925) и «Комната в Бруклине» (1932) демонстрирует неподвижные изображения, анонимные фигуры и строгие геометрические формы в композициях, напоминающих фотографии, которые создают неизбежное чувство одиночества.

На Хоппера большое влияние оказали напряженность и драматизм работ Рембрандта и Дега. Его картины Хоппера часто используют одинаково драматические композиции света и тьмы,  что усиливает их повествовательное чувство и объясняет широкое распространение его визуального языка в кинематографе, особенно Хичкоком, Антонини и Линчем.

Эдвард Хоппер. Полуночники. 1928
Эдвард Хоппер. Полуночники. 1928
Кадр из фильма «Гроши с неба» 1981
Кадр из фильма «Гроши с неба» 1981

В частности, для Хичкока взгляд Хоппера был подобен чашке Петри, из которой могло вырасти бесконечное количество возможных повествований. Свидетельства влияния Хоппера можно найти во всем творчестве Хичкока, но особенно в его классике 1954 года «Окно во двор». Точно так же, как сила картин Хоппера заключается в том, что он выбирает исключить, так и напряжение и зрелище в «Окно во двор» Хичкока опираются на то, что скрыто или невидимо.

Ночное окно. 1928
Ночное окно. 1928

Сравните, например, параллели между картиной Хоппера «Ночное окно» 1928 года и персонажем фильма мисс Одиночество. Обе изображают одинокую, частично обнаженную женщину в уединении своих собственных спален. Обе несут в себе чувство вторжения и, что, возможно, более важно, преобладающее чувство изоляции, несмотря на плотную городскую среду.

Автомат. 1927
Автомат. 1927

Если есть работа, которая суммирует использование света Хоппером, его кинематографическое чувство повествования и непоколебимое изображение городской изоляции, то это вполне может быть «Автомат»(1927). На картине мы видим одинокую женщину, сидящую за столом и смотрящую в свою чашку кофе с видом тихого отчаяния.

В стерильном свете (отражающемся в виде свисающих шаров в черном как смоль окне позади нее) и в окружении безликой мебели она кажется потерянной и плывущей по течению в неприветливой обстановке. Начиная с единственной перчатки, которую она носит, и заканчивая ее одеждой, макияжем, языком тела и выражением лица, Хоппер создает богатое ощущение характера, которое вызывает бесконечные спекуляции и интерпретации.

Выбор «Автомата» явно не случаен. «Автоматические рестораны» получили широкое распространение в Нью-Йорке примерно с 1912 года. Обслуживая тысячи клиентов в день с промышленной эффективностью, они сделали любую потребность в человеческом контакте избыточной. Это, несомненно, внесло свой вклад в представление Хоппера о социальной ткани, находящейся под угрозой, медленно разрушаемой эффектами современности.

Вечерний ветер. 1921
Вечерний ветер. 1921

Подобно «Сливе» Эдуарда Мане или «Абссент» Эдгара Дега, картина продолжает служить мощным символом депрессии современных городов.

Железнодорожный состав. 1908
Железнодорожный состав. 1908

Успех к Хопперу пришел достаточно поздно, как и его соотечественнику художнику-реалисту Эндрю Уайету. Зарабатывал же он на жизнь, работая в рекламном бизнесе. Сегодня же это один из главных американских художников.

Эдвард Хоппер. Автопортрет. 1951
Эдвард Хоппер. Автопортрет. 1951
Утро в городе. 1944
Утро в городе. 1944

Полная версия статьи доступна на нашем сайте Эдвард Хоппер: художник, вдохновивший Хичкока

Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!