Сходили с сыном в дом-музей Лермонтова в Пятигорске. Тихон ещё не изучал творчество Лермонтова, а тут представилась замечательная возможность узнать про автора и погрузится в атмосферу эпохи заранее.
Музей оказался замечательным! Небольшой домик, где квартировался поэт и экспозиция о его творчестве и жизни, представленная личными вещами, картинами, в том числе написанными поэтом, зарисовки из произведений, отрывки произведений, написанных рукой Лермонтова. Компактный музей, не перегружающий обилием экспонатов и информации.
Так как Тихон ещё не знаком с творчеством поэта, он не проявил большого интереса к его произведениям. Да и я старалась заинтересовать его через рассказ о его жизни, судьбе. Мы вместе узнали о причине, послужившей вызовом на дуэль, узнали про его убийцу Мартынова, который был старым товарищем поэта.
Оказалось, что поэт погиб из-за своего острого языка и отсутствия чувства юмора у Мартынова - так нам рассказали в музее. Хотя существует ещё несколько версий гибели поэта.
Мы обсудили причину дуэли, правых и виноватых. Посещение музея не ограничилось только культурным воспитанием, но и имело нравственный аспект. Мы привыкли видеть в поэте невинную жертву обстоятельств, но в негативном развитии и исходе конфликта есть и его вина. «Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и, хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее», — говорится в показаниях, которые дал Мартынов через два дня после дуэли. Из-за дерзости одного и нетерпимости другого русская литература лишилась гения.
Но я, собственно не о поэте. Я о пользе посещения музеев, приобщению детей к культуре, искусству, о воспитании. Родители часто недооценивают влияние музеев на воспитание. Большинство предпочитают отвести ребёнка в развлекательный центр вместо выставки или музея. Многие из моих учеников никогда не были с родителями в музее. И на вопрос, любят ли они ходить в музей, заранее отвечают, что нет.
Да, полюбить музей как батутный центр или лазертаг невозможно. К музеям нужно приучать. Развивать привычку. Я уверена, что когда сын начнёт изучать Лермонтова в школе, ему будет ближе и понятнее то, о чём писал поэт. А читая "Героя нашего времени", он сможет провести параллели с личностью Лермонтова.
Воспитательное значение музея очень велико. Картины, произведения искусства, исторические артефакты способны не только развить чувство прекрасного, но и пробудить интерес к истории, литературе, искусству. История, художественные произведения уже не будут чем-то абстрактным для ребёнка, они будут подкреплены визуально.
Своего старшего сына я водила, вернее, носила в музеи с 8-ми месяцев. Да, он мало что понимал тогда, я делала это больше для себя. В любом городе и стране обязательным был поход в музей. Мой сын не очень хорошо учился в школе и у него нет высшего образования. Сейчас ему 19 лет, он уже путешествует без меня и сам ходит в музеи. Долгое время мне казалось, что все эти выставки не дают никаких плодов. Но однажды Михаил узнал картину и вспомнил её сюжет, потом как-то раз рассказал про какого-то писателя, а в другой раз вспомнил историческое событие, увиденное на картине. То есть увиденное в музеях и галереях не прошло зря. Память накапливает информацию и выдаёт её в нужный момент.
О том, как правильно спланировать поход с ребёнком в музей и какие лично я совершила ошибки, впервые посетив с сыном музей, можно прочитать в моей статье "Выходные с ребёнком: музей или развлекательный центр"