Сейчас таким явлением как двойной альбом уже никого не удивишь. Помимо, собственно, двойных студийных альбомов, выходят многочисленные переиздания, сборники, концертные записи, антологии и так далее и тому подобное. Две и даже более пластинки в одном конверте давно не воспринимаются как нечто необычное.
Но так было не всегда. Долгое время музыкальная индустрия по вполне понятным причинам относилась к выпуску двойных альбомов настороженно. Кто будет покупать две пластинки в одном, когда цена стандартного альбома в несколько раз ниже? Да и производить такие "опусы" гораздо накладнее. Именно поэтому в период зарождения популярной музыки и рок-н-ролла в конце 50-х - первой половине 60-х годов встретить на прилавках двойной альбом какого-либо поп- или рок-исполнителя было просто невозможно. Впрочем, и сами музыканты, записывая коротенькие песни, больше ориентированные на формат сингла, были не в состоянии предоставить столько материала.
Однако в какой-то момент произошли изменения сразу в двух парадигмах. Появились группы, которые могли, а самое главное были готовы дать этому миру чуть больше, чем десяток треков на 12-дюймовой пластинке. А, кроме того, осознали весь скрытый потенциал двойных релизов руководители лейблов и звукозаписывающих компаний, которые, наконец, дали добро на выпуск более объемных работ. Внезапно оказалось, что двойной альбом может быть не менее успешен, чем обычный, а порой даже способен пользоваться большим спросом, принося значительно больше денег. Так двойной альбом стал постепенно приходить в музыкальный мир.
Так кто же был тем первым музыкантом, группой или исполнителем, который выпустил под своим именем еще столь непривычный для рынка двойной музыкальный альбом?
Боб Дилан, "Blonde on Blonde"
На данный момент первым двойным альбомом в популярной музыке (в классической музыке и джазе двойные альбомы выходили и раньше) принято считать альбом Боба Дилана "Blonde on Blonde", который вышел в свет 20 июня 1966 года. Получается, Дилан, и так навсегда изменивший рок-музыку тем, что электризовал фолк и привнес в рок-н-ролл больше смысла и поэзии, выступил революционером еще и в этом аспекте.
Являясь финальной главой великой дилановской "рок-трилогии", "Blonde on Blonde" получился самым ударным альбомом из всех трех - включал в себя сразу два диска, наполненных целой плеядой замечательных, разноплановых и профессионально записанных песен. Дилан решил никак себя не ограничивать, и результат превзошёл все ожидания. Музыка Боба постепенно эволюционировала с самой первой части трилогии. Альбом "Bring It All Back Home" (1965) еще не расстался с влиянием фолка, хотя изменения уже наметились. Следующий, "Highway 61 Revisited" (1965), уже можно по праву считать настоящим рок-н-рольным альбомом. А "Blonde on Blonde" добавил ко всему этому значительные элементы блюза, и на нем Дилан достиг своего пика.
На тот момент прецедента выпускать рок-альбомы подобного масштаба еще не существовало, однако Боб в то время уже обладал таким весом в музыкальных кругах, что никто спорить с ним не стал, дав ему спокойно осуществить задуманное.
До двойного размера "Blonde on Blonde" раздували семи- и даже одиннадцати-минутные композиции, которых раньше в творчестве Дилана встречалось не так уж много. Зато среди них есть такие бриллианты как "Just Like a Woman" и "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again". И тогда какие-либо вопросы сразу отпадают.
Вскоре после релиза пластинок Дилан попал в мотоциклетную аварию, и с тех пор его музыка уже не была прежней. Поэтому двойной "Blonde on Blonde" можно справедливо назвать реперной точкой как в карьере Боба, так и во всей рок-музыке.
The Mothers of Invention, "Freak Out!"
Если бы не Дилан, пальму первенства по созданию двойного альбома с лёгкостью перехватила бы американская группа The Mothers of Invention - её двойное детище вышло спустя всего неделю после "Blonde on Blonde" в том же 1966 году. К тому же, это был ещё и дебют, так что творение Фрэнка Заппы и компании выглядело оттого ещё более значительно.
Можно только представить, как был ошарашен лейбл. Подписывая контракт с новичками, компания Verve Records и так думала, что имеет дело с блюзменами. А тут ещё вместо скромного дебюта нарисовалось монументальное двойное полотно, запустившее процесс по смешиванию рок-музыки с авангардом.
"Freak Out!" представил слушателям целый калейдоскоп жанров и стилей, приправленный коктейлем из звуковых эффектов и шумов: от мелодичной "Hungry Freaks, Daddy" до сюрреалистичной 12-минутной "The Return of the Son of Monster Magnet".
Однако на этом достижения "Freak Out!" не заканчиваются. Пластинку можно также назвать одним из первых концептуальных альбомов в истории. На всех четырёх сторонах дисков эксцентрик Фрэнк Заппа занимается саркастичным высмеиванием поп-культуры того времени, что и объединяет песни альбома в единое целое.
Такая неординарная группа как The Mothers просто не могла начать свою карьеру как-то иначе. И двойной альбом "Freak Out!" стал наилучшим началом их яркого и полного неожиданностей пути.
Донован, "A Gift from a Flower to a Garden"
В качестве третьего двойного альбома в истории рок-музыки обычно выделяют "A Gift from a Flower to a Garden" шотландского фолк-певца Донована. Данный двойной релиз свет увидел в самом конце 1967 года.
К тому времени Донован, который раньше был неоднократно замечен в употреблении запрещенных веществ и даже арестовывался по этому поводу, решил полностью отказаться от наркотиков, заменив их медитацией. В результате раннее красочное психоделичное творчество музыканта кануло в прошлое, и взамен него родилось нечто новое.
С помощью духовных практик Донован дал свободу потоку своего сознания и полностью направил его на сочинение нового материала. Результатом стал двойной альбом "A Gift from a Flower to a Garden", который продемонстрировал не только возросший талант Донована как автора, но и его способность игры на гитаре. Теперь в своих композициях певец всячески предостерегал слушателей от употребления наркотиков.
К слову, к оформлению двух пластинок Донован подошел достаточно креативно. Первая из них получила название по одноименной песне "Wear Your Love Like Heaven" и предназначалась для нынешнего поколения, а вторая была названа "For Little Ones" и была адресована уже поколению подрастающему. Данное деление прямым образом отражалось на музыке этих дисков: первая "взрослая" часть содержала электрическую поп-музыку, а вторая "детская" - акустические песни и даже колыбельные.
Примечательно, что в США по соображениям экономии две части "A Gift from a Flower to a Garden" все-таки выходили раздельно под своими собственными названиями. Так что двойным альбомом эта работа Донована являлась не везде.
The Beatles
Ну и как же, говоря о двойных альбомах, не упомянуть группу Beatles. Ведь их одноименный, или, как его еще называют, "Белый альбом", 1968 года, наверное, является самым известным двойным альбомом из всех. Даже несмотря на то, что появился он на заре возникновения подобного формата релизов.
"Белый альбом" - результат поездки Битлз в Индию в самом начале 1968 года, в которой их, кстати, сопровождал упомянутый ранее Донован. По примеру своего шотландского коллеги битлы решили аналогично ощутить всю благодать духовного просветления взамен химического дурмана наркотиков. Закончилось это, правда, не очень хорошо, зато из Индии Битлз вернулись с целой горой материала, который не поместился бы ни на одной стандартной пластинке.
Смена обстановки и новые источники вдохновения подействовали на группу так плодотворно, что в итоговый вариант "Белого альбома" вошло аж 30 песен. Конечно, битлы могли бы сократить свою новую работу до стандартного размера, так как на ней осталось много "сырого" материала. Однако коллектив решил представить на двойной пластинке весь разнообразный спектр своего тогдашнего звучания и дать возможность максимально раскрыться каждому участнику как автору.
Можно сказать, Битлз добились своей цели. Благодаря тому что "Белый альбом" получился действительно всеобъемлющим, он до сих пор многими считается лучшей работой четвёрки.
Техника "фингерстайл", использованная Полом Маккартни при сочинении "Blackbird", - также влияние Донована.
Заключение
После этого двойные альбомы стали появляться по всему миру, как грибы после дождя. Одновременно с Битлз, даже чуть раньше, выпустил свой эпохальный шедевр "Electric Ladyland" Джими Хендрикс, который тоже решил продемонстрировать весь спектр своих музыкальных возможностей. Издали наполовину студийный, наполовину концертный альбом "Wheels of Fire" Cream, а в 1969 году их примеру последовали Pink Floyd со своей "Ummagumma". Этот же год подарил миру, наверное, самый подходящий и органичный жанр для формата двойного альбома - рок-оперу в лице творения "Tommy" The Who.
70-е стали временем пышного расцвета двойных альбомов. "Exile on Main St." Rolling Stones, "Physical Graffiti" Led Zeppelin, "Tales from Topographic Oceans" Yes, "Out of the Blue" Electric Light Orchestra - все эти известнейшие произведения являются образчиками двойных альбомов.
В 1970 году Джордж Харрисон пошел еще дальше и выпустил целый тройной альбом "All Things Must Pass"! А 1979 год породил альбом, который с легкостью дал фору любым одинарным, изменив само отношение к двойным релизам и навсегда прочно вписав их в рок-музыку, - я говорю, конечно же, о "The Wall" Pink Floyd.
На данный момент жизнь любого меломана действительно сложно представить без двойных альбомов. И музыкальный мир, наверное, потерял бы довольно много, если бы этот формат никогда не был изобретен.
Читайте также:
Кто снял первый музыкальный клип в истории?
Как Джими Хендрикс выступил инициатором создания первой индейской рок-группы Redbone
Дэвид Боуи. Самые яркие образы главного "хамелеона рок-музыки"