В еженедельной рубрике «Вопросом на вопрос» мы обсуждаем с раввинами из разных общин и течений волнующие нас темы. Вот уже 52 года июнь в западном мире считается «Месяцем гордости», или Pride Month, — праздником единения представителей ЛГБТ-культуры. Геи, лесбиянки, трансгендеры, бисексуалы, небинарные персоны и асексуалы традиционно используют это время, чтобы поговорить о сохраняющемся неравенстве, дискриминации, о свободе жить своей жизнью и праве быть собой.
«Цимес» решил узнать, возможны ли еврейские гей-свадьбы и как иудаизм смотрит на разные виды сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации — и спросил об этом раввина синагоги либерального иудаизма в Лондоне Игоря Зинькова.
Это непростой вопрос. С одной стороны, мы живём в обществе, в котором существует стигма гомосексуальности и бисексуальности. Также во многих странах, включая Россию, существует запрет на однополые браки и «пропаганду гомосексуализма» — что бы это ни значило. Так что разговор на эту тему всегда стоит начинать с разделения социальных норм нашего времени и интеллектуального рассмотрения текстов иудаизма. Я постараюсь рассмотреть тексты и показать, как они могут быть использованы как для запрета, так и для принятия небинарных проявлений человеческой сексуальности.
Итак, в иудаизме есть тексты, которые могут быть прочитаны как критика любого проявления гомосексуальности и бисексуальности. Например, в Торе (Ваикра 18:22) говорится: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость». Похожий посыл излагается двумя главами позже (Ваикра 20:13). Эти источники широко цитируются как прямой запрет на однополые отношения между мужчинами. Кроме того, сама история сотворения человека часто используется как доказательство того, что Б-жественный план заключается в создании мужчин и женщин — а значит, если отойти от этой нормы, план будет нарушен. Третий частый источник, на который ссылаются в этих спорах, — история уничтожения Содома и Гоморры. Её часто считают доказательством того, что гомосексуальные отношения вызывают Б-жественный гнев.
Опираясь на это, еврейские законоучители древности вывели ряд заповедей, которые запрещают мужеложство. Например, книга XIII века «Сефер а-хинух», объясняющая значение всех заповедей, говорит об этом запрете так: «Источник этой заповеди в том, что Вс-вышний пожелал, чтобы мир, который Он сотворил, был заселён. Поэтому он запретил растрату семени посредством мужеложства. Ибо это есть полное уничтожение семени, поскольку никакого потомства от этого не бывает» (заповедь 209).
Но существуют и другие способы интерпретации еврейских текстов, позволяющие принимать разнообразные проявления гендера и сексуальности.
Во-первых, важно сказать, что эти тексты ничего не говорят про однополые отношения между женщинами: значит, можно сделать вывод, что такие отношения разрешены.
Во-вторых, иудаизм не скрывает, что существуют разные проявления сексуальности и разные гендеры. Вот примеры из еврейских текстов: «андрогин» — человек, у которого присутствуют как мужские, так и женские половые органы; «тумтум» — человек, у которого отсутствуют или неявны первичные половые признаки как мужского, так и женского рода; «эйлонит» — человек, рождённый женщиной, у которого в процессе жизни проявляются мужские характеристики; «сарис» — человек, рождённый мужчиной, у которого в процессе жизни проявляются женские характеристики.
Существуют сотни упоминаний этих терминов в Мишне и Талмуде — первичных текстах, на которых строится современный иудаизм. То есть классические еврейские тексты не скрывают того факта, что человеческий гендер может проявляться в самых разных формах.
Теперь давайте рассмотрим историю создания человека из Торы. Дословный перевод этого места (Берешит 1:27) звучит так:
И сотворил Б-г человека в образе Его,
в образе Б-га сотворил его,
мужским и женским сотворил их.
Этот текст может быть прочитан и истолкован таким образом: Б-жественный план заключается в том, чтобы сотворить человека, в котором есть как мужское, так и женское начало. То есть в каждом из нас есть немного мужского и немного женского, и небинарность — часть Б-жественного плана при создании человека.
Запрет «Не ложись с мужчиною, как с женщиной» из Ваикра 18:22 тоже может быть истолкован иначе. В Торе нет случайных формулировок. Каждая деталь важна и требует внимания.
Если бы Тора хотела запретить мужеложство, то почему не сделать это прямо? Зачем использовать такую необычную формулировку, «не ложись с мужчиной, как с женщиной»? А как с мужчиной — можно? Или вообще как-то иначе?
Современные комментаторы Торы могут прийти к выводу, что, возможно, Тора запрещает сексуальные отношения между двумя мужчинами без взаимного согласия, когда один из них доминирует над другим. Этот подход может быть подтверждён историей Содома и Гоморры, где местные жители были настолько низких моральных принципов, что хотели сексуально унизить двух гостей Лота.
Возможно, суть запрета Торы не в самом факте однополых отношений, а в необходимости убедиться, что эти отношения основываются на взаимном согласии и уважении между партнёрами.
Независимо от религиозной позиции, хотим мы этого или нет, представители ЛГБТ+ есть в любой еврейской общине. В зависимости от того, как устроена жизнь и традиции в этой общине, люди будут подстраиваться под реалии, находить себе место в общине или удаляться от своего народа. Это может проявляться по-разному.
Рав. Стивен Гринберг, ортодоксальный раввин, написал книгу «Wrestling with God and Men: Homosexuality in the Jewish Tradition», в которой рассматривает еврейские тексты и принципы и приводит современные подходы к вопросу гомосексуальности. Вот несколько примеров из его книги — они иллюстрируют то, как еврейские представители ЛГБТ+ могут думать о себе:
— Я великий грешник, чувствую вину, но не могу не грешить.
— Так как Тора запрещает мне быть собой, я оставляю Тору и перестану быть евреем.
— Я согласен соблюдать всю Тору, кроме одной заповеди.
— Тора запрещает лишь «ложиться с мужчиной», поэтому я не буду заниматься анальным сексом.
— Тора запрещает «ложиться с мужчиной, как с женщиной». Имеется в виду, что запрещено обращаться с мужчиной так же, как в то время обращались с женщиной, то есть неравноправно. Если отношения строятся по принципам взаимного согласия и уважения, то в этом нет нарушения заповеди.
Перейдём к гей-бракам. Я плюралист, поэтому я за то, чтобы каждый раввин сам принимал решение о том, возможны ли они. При этом важно напомнить, что в иудаизме действует принцип «закон государства — закон!». Это значит, что евреи не могут нарушать законы страны, в которой живут, и, в частности, заключать однополые браки там, где это запрещено законом. Я живу в Великобритании, где такого запрета нет, поэтому я провожу церемонии однополых браков. Если меня попросят провести такой обряд в России, я откажусь, так как это нарушает закон.
Я принимаю либеральную позицию и считаю, что любовь и отношения между двумя взрослыми дееспособными людьми не должны вступать в противоречие с религией.
Поэтому лично я за то, чтобы однополые пары могли открыто находиться в еврейской общине и принимать участие во всех традициях и ритуалах. Однако ритуалы должны соответствовать действительности. Например, традиционные семь свадебных благословений будут невозможны в церемонии однополого брака, так как в тексте идёт речь о «женихе и невесте». Поэтому я меняю тексты благословений и тексты ктубы (брачного сертификата), чтобы привести их в соответствие с реальностью.
Я уважаю и другие точки зрения. Уверен, что еврейский народ достаточно многогранен, чтобы вместить в себя их все.
То, как складывается дальнейшая жизнь однополых пар в иудейском сообществе, зависит от страны, общины и отношения общества к ним. Во многих кругах к таким парам до сих пор относятся с подозрением и иногда с ненавистью. Я советую найти общину, где однополым парам и небинарным людям будет комфортно и не нужно будет ничего скрывать.
Ещё больше свободы на «Цимесе»: