Судак, в отличие от окуня и щуки, не делится на травянисто-мелководные и глубинные экземпляры. Судачья стая занимает свой участок водоема в зависимости от определенного возраста и погодных условий. Но общие закономерности в поведении судака все же прослеживаются. Так, с наступлением темноты он уходит на мелкие участки водоема, неглубокие бровки, и удержать его на глубокой яме может только случай, например, если на поверхности держится уклейка. После наступления темноты на глубоких бровках судак держится редко, в основном в непогоду. Исключение составляют крупные экземпляры, проходившие мимо и обратившие внимание на живца. Утром, перед восходом солнца, а иногда, и с небольшим опозданием, судак всегда уходит на глубину.
При открытии рыболовного сезона поведение судака и, как следствие, тактика ужения в первую очередь зависят от времени икрометания и погодных условий месяца. Открытие сезона может совпадать со временем, когда судак полностью оправился от нереста и начал активно питаться, — наблюдается так называемый после-нерестовый жор. Хотя бывает, что весна оказалась поздней и затяжной, последствия нереста еще ощутимы либо у части судака нерест вообще не состоялся из-за неблагоприятной погоды. В это время судак отлеживается на глубоких свалах в ямах, выше или ниже бровок, на глубине от 3 до 10 метров и более. Состояние рыб можно выразить так: судак болеет. На одних и тех же местах он может находиться неделю и больше. И хотя судак еще активно не клюет, подброшенный прямо к носу живец или искусственная приманка провоцируют хищника на хватку.
К двадцатым числам июня судак полностью «отходит» от нереста, и наступает после нерестовый жор. В принципе поймать судака в июне можно почти в любое время дня и ночи, но для этого необходимо знать суточную миграцию стай. Утром за 2—3 часа до восхода солнца судака лучше искать на мелких бровках. Если бровка выбрана удачно, поклевки начнутся незамедлительно. Пребывание судака на мелком участке водоема в утренние часы крайне непродолжительно. В 4—5 часов утра стая уходит на глубокую бровку и кормится на ней до 6—9 часов. Это так называемое классическое время ловли. С 9 до 17 часов судачья стая меняет три-четыре стоянки, которые практически ничем особенным не выделяются, и ее приходится искать. Чаще всего поклевки в дневное время наблюдаются примерно в 11 и в 15 часов.
К 18—19 часам начинается вечерний клев на глубоких бровках — там же, где и утром. В 20—21 час следует выйти на более мелкий участок водоема. Я ловлю судака в после нерестовый период со дна заякоренными кружками, установленными на выходе из ямы.
Если в течение получаса поклевки не последовало, я меняю место. Обычно, опробовав 5—6 мест, можно напасть на судачью стаю. Однако надо помнить, что судак в это время держится на одном месте не больше двух-трех дней, после чего меняет стоянку. Поиск нового места продолжаю таким же образом в обратной последовательности, в сторону меньшей глубины. Но необходимо учесть, что на глубоких ямах поклевка в это время следует не раньше 9—10 часов утра, что, очевидно, связано с освещенностью водоема; днем и вечером судак на этих местах на кружки берет гораздо реже. В июне, при ловле над ямой, глубину спуска у большинства кружков делаю равной глубине, на которой держится уклейка, но у части кружков живец обязательно должен находиться на максимально возможной глубине.
В самом конце июня — начале июля жор судака повсеместно утихает, и хищник занимает свои обычные места. Суточная миграция хотя и происходит, но с гораздо меньшей интенсивностью. Над ямами крупный судак поднимается за уклейкой не чаще чем раз в несколько дней, а при неблагоприятных условиях еще реже. В вечерние и утренние часы клев порой совсем отсутствует. Редкие вспышки активности наблюдаются в темное время суток на неглубоких бровках, и то очень недолго. Судак сшибает живца, иногда просто бьет его без всяких намерений — возможно, удивляясь, как наглая рыбешка попала в его стаю. Не помогает ни дополнительный крючок, ни тройник. При кислородном голодании, особенно при ловле на мелководных участках водоема, рабочим спуском порой становится глубина 1—1,5 м.
И все же, несмотря ни на что, судак в июле ловится, и довольно успешно. Но при этом следует помнить, что если в июне можно пользоваться кружком практически любого веса и с любым оснащением, исключая только металлический поводок, то в июле такие кружки лучше оставить дома. Более эффективны облегченные, хорошо сбалансированные конструкции кружков, которым передаются колебания от малейшего движения волны, даже ряби, и стимулирующие активность живца. Такой кружок как бы пляшет на волне, постоянно поддергивая живца, не позволяя ему замереть на одном месте. Диаметры поводка и основной лески должны быть не толще, соответственно, 0,25—0,35 мм. Большой помехой, просто бедой становится период цветения воды. Живец в такой воде долго не живет. Для успешной ловли его необходимо опускать на предельную глубину.
Наиболее успешна ловля в тех местах, где кислородный режим лучше и, естественно, цветение воды меньше. Каждый прогон кружков в этот период времени требует смены живца. Поэтому в июле, при цветении воды, необходимо иметь как минимум десятикратный запас живца. Самая результативная ловля в июле — до и после заката солнца. Тактика ловли в это время такова. Заранее выбираю бровку, на которой через интервал устанавливаю, как минимум, два контрольных сигнальных буя, хорошо видимых на воде. Они служат ориентирами в условиях ограниченной видимости. При вываживании судака без них крайне сложно выйти на прежнее место или продолжить целенаправленный поиск вдоль бровки. Устанавливаю кружок на бровке и, расположив к нему лодку кормой, двигаюсь за ним в 3—4 метрах, сохраняя дистанцию.
В июле на бровки в такое время выходит, как правило, некрупный судак. В случаях, когда месторасположение судака определено верно, поклевки следуют почти сразу после пуска кружка на воду. Иногда, впрочем, приходится якорить кружок на бровке в 20 местах, прежде чем последует хватка. В отвес судака я ловлю: на тяжелую мормышку весом от 10—12 г, с подсадкой малька или хвоста уснувшей рыбки.
на мягкие искусственные приманки, оснащенные как джиг-головкой, так и обыкновенным свинцовым грузом.
В начале июня ловлю судака в отвес с лодки на выходе из ямы или прямо над ямой. На лодке иду по ветру или течению, в отдельных случаях подгребаю веслами. Приманкой простукиваю дно. После паузы в 10—15 секунд медленно приподнимаю приманку на 40—50 см от дна и так же медленно отпускаю. Со стороны это выглядит как ступенчатая проводка по дну или блеснение в замедленном темпе. Если судак в яме есть — он откликнется незамедлительно.
С начала после нерестового жора и практически до ледостава судака так же ловлю спиннингом на искусственные приманки из пластика и поролона. Практика ловли показала, что наиболее эффективная проводка бывает при минимально возможной скорости подмотки лески, если не нарушается весь цикл ступенчатой проводки. На практике это один, два, три, четыре, иногда пять оборотов катушки с паузой в 1—10 секунд в зависимости от рельефа дна. Главное при ловле судака — распознать и почувствовать поклевку, вовремя подсечь. Чаще всего она передается в виде слабого, еле угадываемого тычка. У судака, в отличие, скажем, от щуки, есть твердые критерии отбора пищи, обусловленные его достаточно узким горлом. Судака интересует мелкая прогонистая рыбка, как правило, малек или уклейка. В случае с воблером очень часто наблюдается полное несоответствие.
Зимой ловлю судака я начинаю, как только на водоеме установится лед, толщиной не менее 5—7 см. После установки льда судаки обитают там же, где летом и осенью, — на бровках коряжников, крутых изломов дна, возвышенностей или ям, расположенных недалеко от русла. Ловля в этот период наиболее эффективна, поскольку толщина льда небольшая и кислородный режим оптимален. С увеличением ледяного покрова судачья стая начинает избегать больших глубин, особенно удаленных от русла. Бытует мнение, что судак скатывается в так называемые зимовальные ямы и проводит там в оцепенении часть глухого сезона. Оно ошибочно. Этот хищник достаточно активен все зимнее время. Конечно, поиск его при метровой толщине льда и такой же высоте снежного покрова крайне затруднителен.
В глухозимье судак перемещается и питается очень вяло, и порой требуется не только найти место, занимаемое стаей, а и попасть прямо к носу хищника. Иногда, отступив на полметра от, казалось бы, безнадежно пустой лунки, с удивлением ощущаешь уверенную, жадную хватку. Как правило, с середины марта судак несколько оживляется. Причин тут несколько: тает снег, и в водоем вместе с талой водой поступает кислород, созревает икра, и рыбе надо дополнительно кормиться (начало весеннего жора), увеличивается световой день, а вместе с ним и активность мелкой рыбешки, составляющей основную пищу хищника. Судак выходит на предрусловые столы, ровные участки водоема, появляется в неглубоких заливах. К концу марта судак часто охотится в верхних слоях воды или на глубине 2—4 м (при средней глубине 7—8 м). В этом случае эффективно отвесное блеснение как вполводы, так и в верхних слоях воды, где горизонтальная блесна напоминает хищнику снующую подо льдом уклейку и этим вызывает поклевку.
Судака блесню либо с помощью удочки, оснащенной инерционной катушкой с рабочим диаметром намотки лески не менее 50 мм, либо с удочкой типа «кобылка». В обоих случаях вершинка удочки или хлыстик длиной 200—300 мм должны быть изготовлены из прочного жесткого материала, чтобы можно было одним взмахом пробить костистую судачью пасть. Во время ловли необходимо иметь, как минимум, две оснащенные удочки (можно и больше). Клев всегда наступает внезапно и может длиться считаные минуты, поэтому в такой момент пользоваться отцепом или перевязывать блесну означает терять драгоценное время. Главное при отвесном блеснении — «набить руку», добиться автоматизма движений, почувствовать все тонкости управления этой приманкой, избегать беспорядочного болтания снасти. Установив блесну в 10—50 см от дна, затем медленно поднимаю ее с небольшим успокоением, но без резких движений. Когда блесна достигнет максимальной высоты, я ее отпускаю и выдерживаю паузу, пока колебания не затухнут. Эта пауза, а также высота подъема зависят от размера, формы, веса блесны и сезона ловли. В методичных повторениях этого приема и заключается суть отвесного блеснения.
Во время игры блесна описывает замкнутый контур, то есть проходит определенный цикл движений. Те блесны, которые при падении планируют слишком долго и почти горизонтально, но быстро замирают, подходя к нижней точке, не привлекают хищника. Ценится такая игра, при которой блесна быстро проходит фазу горизонтального планирования и колеблется, находясь под углом 30—40 градусов к вертикальной оси. Именно на этой стадии игры блесной чаще всего и происходит хватка судака. В отдельных случаях, особенно в глухозимье, целесообразно выдерживать паузу и при подъеме блесны. После подъема блесны на 10—50 см от дна следует плавный взмах хлыстиком (первая пауза до 10 секунд), блесна занимает исходное положение в верхней точке, и после резкого отпуска следует вторая пауза (до 20 секунд), в результате которой блесна окончательно успокаивается. Последние два-три затухающих колебания и составляют кульминационный момент игры. Если блесна слишком долго успокаивается в верхней точке, она может отпугнуть хищника.
Эти требования к игре блесен, а также узкое горло судака во многом определяют форму приманок: они должны быть узкими, обтекаемыми, при этом иметь ощутимую массу — тогда на них меньше воздействует сопротивление воды и они почти не планируют в промежуточной фазе. Как правило, это — удлиненные прямые блесны с незначительным расширением книзу, реже изгибом. При игре они меньше «скачут» и меньше отклоняются от условной вертикали, дольше и равномернее колышутся, как бы дрожат, трепещут при затухании колебаний в нижней точке. Дополнительный эффект при блеснении создается ребром грани, проходящим по центру блесны от основания до вершины. Оно препятствует планированию во время свободного падения, заставляет блесну дополнительно вращаться вокруг оси.
При правильной игре судак в большинстве случаев соблазняется на любую из классических блесен. Хотя под каждую блесну вполне можно подстроиться, то есть сделать ее игру привлекательной для хищника, выбирать все же следует те блесны, игра которыми создает дополнительный эффект. В принципе судака можно успешно ловить планирующими блеснами и даже горизонтальными. Для этого требуется дополнительный навык, умение придать блесне необходимые колебания. Так, в частности, если она сравнительно медленно проходит фазу планирования, то продолжительная пауза в верхней точке подъема просто необходима. Поклевка судака, как правило, хорошо передается руке ощутимым толчком или внезапно повисшей тяжестью. Лишь в случае, когда хватка произошла во время свободного планирования или судак поднял блесну со дна, поклевка почти незаметна и выглядит как простое ослабление лески. Во всех случаях необходима резкая подсечка.
Весенний жор судака начинается обычно после образования закраин, когда в реки и озера поступает талая вода. Судак в это время чаще всего держится на предрусловых неглубоких столах или в верхних слоях воды, охотясь за уклейкой. До образования закраин судачья стая держится в местах впадения рек, ручьев, рядом с руслом то есть там, где больше растворенного кислорода. У дна в конце зимы его в воде очень мало. При классической поклевке некрупный судак сначала оглушает живца, крупный — заглатывает сразу. И все же незначительную паузу, связанную с «обработкой» и заглатыванием живца, хищник выдерживает почти всегда. Подсекать в любом случае следует только после того, как леска размотается, как минимум, на четверть запаса. Исключение составляет ловля в коряжнике, где подсекать надо после 1, 2 оборотов катушки.
Если живца схватил судак, не испытывающий голода, то он может проплыть с приманкой не один десяток метров, поэтому на катушке должно быть не менее 25—30 м лески. Иначе судак, почувствовав толчок или резкое сопротивление, просто бросит живца. Чтобы обеспечить плавность хода катушки, ее диаметр должен быть не менее 70 мм; высота бортов не меньше 12—15 мм (во избежание самосброса лески и ее перехлеста во время размотки). Основная леска должна быть диаметром 0,35—0,4 мм; поводка — не тоньше 0,3 мм, длиной не менее 0,4 м. Применять более тонкую леску рискованно, так как она может быть повреждена зубами хищника или нижним краем лунки при весе судака более 3 кг. Жерлица может быть любой конструкции, важно лишь, чтобы катушка была приподнята над поверхностью льда не менее чем на 100— 150 мм и ни в коем случае не контактировала с водой. Кроме того, нельзя допускать примерзания флажка к катушке.
По первому льду для ловли судака лучше применять в оснастке жерлицы одинарный крючок № 10—12 или двойной № 7 и не торопиться с подсечкой, так как судак, как правило, глубоко захватывает живца. Тройник или крючок больших размеров только насторожит и заставит хищника бросить приманку. В середине зимы лучше применять тройник № 7—7,5. При такой оснастке жерлиц рыболову предоставляется дополнительный шанс подсечь хищника, не торопящегося заглотнуть живца. При ловле в водоеме с несильным течением живца лучше насаживать под спинной хребет. Применение различных комбинаций из двух крючков или тройников часто приводит к тому, что живец становится малоподвижным и быстро засыпает. Вес живца для судака должен быть небольшим — в пределах 30—50 г по первому льду и 15—30 г — по последнему льду.
Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение.