Найти тему

Платформа Разлив

Автор — Михаил Носко, экскурсовод Музейного комплекса в Разливе.

Пос. Разлив, ул. Мосина, платформа Разлив.
Пос. Разлив, ул. Мосина, платформа Разлив.

Приморский вокзал находился в Новой Деревне, на месте современного здания под номером 17 по Приморскому шоссе. Небольшой деревянный вокзал вместе с превосходным буфетом, а также садиком располагался между «Виллой Родэ» и рестораном «Славянка».

На Приморском вокзале пользовался популярностью буфет. «Из абсолютно всех вокзальных буфетов С.-Петербурга буфет в станции “Новая Деревня” имеет более недорогой ценник при наилучших свежих продуктах, а также винах высококлассных фирм».

Станция Новая Деревня. URL: https://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_sestr.php
Станция Новая Деревня. URL: https://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_sestr.php

Много людей ездило на станцию «Скачки», которая была первой станцией по Озерковской ветке возле Коломяжского «называвшегося, кроме того, Удельным» ипподрома.

«В буфете в станции “Скачки” есть пиво завода “Старая Бавария” по 5 к. за фужер, большие финляндские раки, сосиски, а также колбаса из наилучшей немецкой колбасной», — писал тот же «Дачник» летом 1909 года.

Линия Приморской железной дороги проходила через станцию Разлив, где находился одноименный поселок. Непосредственно разлив с широкой акваторией, получился вследствие запруды реки Сестры, это место было популярным среди отдыхающих. Оно идеально подходило для плавания, рыбной ловли, охоты, парусного спорта. За Разливом располагалось селение Сестрорецк. Градообразующим предприятием Сестрорецка являлся Сестрорецкий оружейный завод, основанный еще Петром I.

Отличные пляжи, парк «Дубки», сосновый лес, красочный залив, близость курорта. Данное направление Приморской железной дороги было популярно у дачников и притягивало Петроградского обывателя.

Пос. Разлив, ул.Мосина, платформа Разлив. Открытка из коллекции Музейного комплекса в Разливе.
Пос. Разлив, ул.Мосина, платформа Разлив. Открытка из коллекции Музейного комплекса в Разливе.

Платформа Разлив была организована параллельно с запуском участка Раздельная — Сестрорецк Приморской железной дороги 26 ноября 1894 года.

Название связано с озером Сестрорецкий Разлив, которое располагается недалеко, и бывшим дачным посёлком Разлив, который позднее войдет в состав Сестрорецка.

Официальной датой основания застройки зон в посёлке Разлив, Сестрорецкого поселения можно считать 1879 год, когда был собран проект, согласно которому выводом аграрного схода выделялись участки. В обиходе новая часть поселения приобрела название «Новостроение». Затем оно видоизменилось в «Новые места».

Данная часть Сестрорецка начинается с бывшего Еврейского переулка (сейчас это Разливная набережная) и заканчивается 3-й Поперечной улицей. Далее территории принадлежали Министерству национальных имуществ и земледелия. В 1898 году их поделили на области и «с продаж отдавали в аренду» состоятельным петербуржцам под загородное строительство.

У платформы Разлив в начале XX столетия были созданы первые средние учебные заведения Сестрорецка.

В посёлке Разлив в августе 1936 года поэтессой А. А. Ахматовой было написано стихотворение «Данте».

1 июня 1952 года сестрорецкая линия была электрифицирована.

Рядом с платформой на ул. Мосина, в створе 2-й Поперечной ул., в 1955 году был открыт памятник В.И. Ленину. Авторы памятника скульптор Г.Д. Гликман и архитектор А.И. Лапирова.

Памятник В.И. Ленину установлен в начале дороги, по пути следования к мемориальному комплексу «Музей Сарай», связанному с событиями 1917 года, когда Ленин скрывался от преследования Временного правительства.

К юбилею В.И. Ленина в 1980 году платформа была реконструирована.

-5

Сейчас платформа «Разлив» является остановочным пунктом на 33 километре перегона Лисий Нос – Сестрорецк – Белоостров Санкт-Петербургского района Октябрьской железной дороги – отделения ОАО «РЖД». На станции Разлив делают остановку электропоезда, проходящие через неё. Платформа находится справа (в случае если ехать в сторону ст. Сестрорецк). В основной части платформы существует навес с целью защиты от осадков с двумя павильонами, в которых расположены билетная касса и магазин.

Список использованной литературы и электронных ресурсов:

1) Давиденко А.И. Сестрорецк. Очерки по истории города. Л.: Лениздат, 1962. 211 с.

2) Сестрорецкий курорт. Око, 1909.

3) Железнодорожные станции СССР. Справочник. 1981.

4) История Сестрорецка и его окрестностей. Том III. СПб.: Торговый Дом «Остров», 2008. 224 с.

5) Яковлев В.Д. Мой Сестрорецк. Сестрорецк: Содружество, 2006. 144 с.

6) Октябрьская железная дорога. Санкт-Петербургское отделение. От Выборга до Новгорода: каталог станций / Сост. М. М. Рязанцев, ред. Е. П. Симоненко. СПб.: Рампа, 1998. 226 с.

7) Жарова Е. А., Мануртдинова В. В., Шишкина Е. А., Шудрова Е. В. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. СПб.: Государственный музей городской скульптуры, 2016. 496 с.

8) Глезеров С.Е. Исторические районы Петербурга от А до Я. М., СПб.: Центрополиграф, 2013. 491 с.

9) Сестрорецкая и Приморская железные дороги. Исторический обзор. URL: https://terijoki.spb.ru/railway/rw_dir_sestr.php

10) Железные дороги Сестрорецка. URL: http://arkadiy-spb.narod.ru/primor_zd.htm

11) Последовательность электрификации участков железных дорог Карельского перешейка. URL: http://perecheek.narod.ru/elektro.html