Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Человек-эпоха: откровенные высказывания об Эдуарде Успенском от его знакомых

Чебурашка, Крокодил Гена, Дядя Федор, Почтальон Печкин… Герои, знакомые нам с самого детства, добрые и светлые истории, на которых выросло не одно поколение детей.

Их автор, Эдуард Успенский, был ярчайшей звездой на литературном небосклоне. Вклад Успенского в детскую литературу ХХ века приблизительно равен вкладу Чуковского и Маршака вместе взятых. Для нескольких поколений читателей, родившихся в ХХ столетии, Эдуард Николаевич — это эпоха длиной в половину века, и не только нынешние внучки, но их мамы, а также бабушки с дедушками, воспитывались на его стихах, повестях, мультфильмах, радио- и телепередачах. Эдуард Николаевич населил литературу столь большой компанией ярких, характерных и чрезвычайно популярных литературных героев, какой хватило бы десятку других известных детских писателей.

Эдуард Успенский (Dmitry Rozhkov/commons.wikimedia.org)
Эдуард Успенский (Dmitry Rozhkov/commons.wikimedia.org)

В книге «Эдуард Успенский. Жил-был один писатель» собраны воспоминания тех людей, которые гордились тем, что дружили с Эдуардом Успенским или хотя бы знали его.

«Эдик мне казался немножко странным, — вспоминает писатель, сатирик и драматург Александр Курляндский. — Позже, когда мы уже работали вместе у меня дома, он становился на стул, вверх ногами, так что ноги болтались где-то наверху. Однажды зашёл мой отец, увидел эту сцену и покрутил пальцем у виска».

В целом Успенский был обычным мальчишкой, хулиганистым, жизнерадостным, но уже тогда – с ярко выраженным литературным даром.

«Он был безумно талантлив, писал и писал, но не всё получалось одинаково удачно, — продолжает Александр Курляндский. — Что ж, не всё гениально бывает. Мы читали друг другу свои новые вещи. Думаю, в том, что Успенский стал детским писателем, сыграла роль его дружба с Заходером. Заходер был мэтром, Эдик много от него впитывал, относился с большим пиететом и рассказывал, как много ему даёт общение с Борисом Владимировичем, это было очень сильное влияние. Сейчас я понимаю, что Эдуард Успенский был глубже. Он очень серьёзно относился к тому, что писал. Несмотря на шуточки и розыгрыши, которые сопровождали наши занятия».

Поэт-песенник Юрий Энтин признается: «Я глубоко убеждён, что Эдуард Успенский более полувека является самым лучшим детским писателем нашей страны. Мне это стало ясно в 1966 году, когда вышла книга «Крокодил Гена и его друзья». Именно эта повесть положила начало семейной литературе в России. Его книги одинаково интересно читать и детям, и взрослым».

Успенский, отмечает Энтин, был обладателем обостренного чувства справедливости. Но справедливости необычной.

«Я его считаю самым справедливым человеком, которого встречал. Но это необычная справедливость, это — справедливость по-Успенски: что́ он считал правильным, то он и делал — жёстко, не обращая ни на что и ни на кого внимания.

Успенский начал выезжать за границу — в Финляндию, где вышла его сказка. Он договорился, что деньги за перевод его книги дадут не государству, а непосредственно ему в руки. Не знаю, как уж ему это удалось — даже артисты Большого театра за рубежом не решались заработанные деньги получать на руки. А на весь гонорар он купил видеомагнитофон. Я ещё не понимал, что это такое, потом позвонил друзьям, и мне рассказали, что к чему. И вот я ему звоню:

— Эдик, мне плёнки дали посмотреть — мюзиклы заграничные. Можно я к тебе приеду — посмотрим?

— Да нет, — отвечает, — я всё это решил передать детскому дому. Им это нужнее, чем нам».

При этом в московской «тусовке» было принято считать Эдуарда Успенского человеком трудным. Писатель и публицист Валерий Воскобойников, с десяток лет проводивший вместе с Успенским всероссийские мастер-классы и семинары молодых писателей, пишущих для детей, а также работавший с ним в жюри премий, может это подтвердить.

«С Успенским и в самом деле было трудно общаться, но только жуликам, как из министерств, так и от литературы. Для остальных же общение с ним — было праздником творческой фантазии и неожиданных импровизаций. Людей, привыкших к уравновешенной жизни, неожиданные выходки знаменитого классика иногда обескураживали. Но лишь в первое мгновение. А дальше оказывалось, что в той, конкретной, ситуации именно поступок Успенского был самым правильным и точным».

Узнайте больше о жизни выдающегося детского писателя в книге «Эдуард Успенский. Жил-был один писатель»: https://go.ast.ru/a000989

Рекомендуем прочитать другие наши статьи по теме:

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)