Это – балет-легенда, а Яг-Морт – лесной человек, проживающий, согласно преданиям местных народов, в этих прекрасных северных краях. А всё вместе, как написано на сайте театра, – «легендарный первый национальный балет Якова Перепелицы – творческая визитная карточка театра, веха в развитии музыкально-театрального искусства республики». Поставлен он был впервые в 1961 году, эта же версия от Александра Рюнтю совсем свежая – премьера прошла в середине апреля. И, надо сказать, неплохо осовременена постановка, при том, что колорит оставлен узнаваемый.
И если оценивать балет именно как визитку театра и веху республики, то из этого формата хореограф выжал максимум, соотносясь, при этом, и с возможностями труппы. Весьма умело Александр классику облачил в этнические одежды, а уж как аутентична была олениха крутящая фуэте! Детский же танец с банными вениками вызвал у меня крайнее умиление и такого на сцене я ещё никогда не видел – чтобы парились. Ну а когда появилась свита Яг-Морта то я воздал должное и художнику этого спектакля – мощные вышли монстры!
По либретто, размером с короткий рассказ Чехова, люди и лесные жители вступают в конфликт, а причина стандартна – любовный треугольник. В финале – бой, наши побеждают, но, пропитанные гуманистическими идеалами и любовью к природе, не добивают раненого зверя – заключают соглашение о добрососедстве. Полнейший хэппи-энд с родительским благословлением главных героев на долгую и счастливую семейную жизнь. И вот на стороне Яг-Морта такие колоритные персонажи выступали, что только ради них стоило сходить! Особой же любовью зала пользовался глазастый пень, хлопающий ресницами как у телёнка – он нашим влюблённым помогал найти друг друга.
Вообще в спектакле много разнообразных находок, за счёт чего действие живое, держащее. И хотя это не тот спектакль, на который хочется ходить и ходить, посмотрел я его с удовольствием, тем более состав станцевал живо, и про подачу не забывая. Исполнители главных партий продемонстрировали весьма достойную технику, дав образы вполне убедительные, и девочки слегка сильнее сильного пола выглядели. Кордебалет технически не особо силён, но танцевали все с душой, что всегда подкупает.
Музыка Якова Перепелицы довольно дансантна, по выдающегося из себя ничего не представляет, впрочем, вполне подходит балету, к оркестру никаких вопросов не возникло. Свет очень прилично сделан, а многочисленные проекции и ещё лучше. Декораций немало и они все к месту, такая же ситуация и с костюмами – удачные и разнообразные. Так что всё у этого балета имеется, чтобы считаться визиткой и вехой – так оно и есть!
#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет