Найти в Дзене

Во что верили в каменном веке?Немного о тотемизме.

Оглавление
Кто нас кормит, того и рисуем.
Кто нас кормит, того и рисуем.

Когда мы говорим о первобытных формах религии, необходимо помнить, что человек того времени постоянно находился в контакте с дикой природой. Логично предположить, что он задавался вопросом о своём месте в этом мире, о том как он появился и том, почему окружающий его мир такой, каким он является. Естественно, что его инструментарий для решения всех этих вопросов был довольно скуден, единственной формой познания окружающего мира было непосредственное взаимодействие с ним. Таким образом, руководствуясь своим опытом контактов с флорой и фауной, древний человек начинал почитать силы природы, а прежде всего формировал культ какого-то зверя.

Один из вариантов почтительного отношения к животным.
Один из вариантов почтительного отношения к животным.

Зарождение культа зверя обуславливается в первую очередь важностью самого зверя для отдельно взятой общины и ролью в этой общине её охотников. А ведь если подумать, разве могло быть иначе? Кто кормит общину? Охотник, добывая пищу в охоте. Кто представляет главную опасность для охотника? Зверь. У кого логично просить помощи в охоте? У зверя, который такой же охотник в дикой природе. Таким образом, зверь крепко закрепляется в сознании первобытного человека и его религии, формируется тотемизм.

Наскальная живопись, изображения охоты встречаются повсеместно.
Наскальная живопись, изображения охоты встречаются повсеместно.

Тотемное животное почиталось, в ранних формах тотемизма запрещалось убивать и употреблять в пищу тотема, сделать такое можно было только во время особых празднеств и церемоний. Позже встречаются формы тотемизма, в которых подобный запрет касается только отдельных частей тотема. Можно рассматривать это формой заботы об окружающей природы, пониманием первобытным человеком её ценности для себя, ведь такие запреты способствовали размножению тотемных животных.

Останки глиняного тотема медведя из пещеры Монтеспан.
Останки глиняного тотема медведя из пещеры Монтеспан.

В целом, вместе с религией сформировались религиозные запреты и ограничения, так называемые табу. Они были примитивной формой регулирования культурной, социальной и хозяйственной сферы жизни общины. Нельзя сказать, что это было плохое явление, наоборот, религия в то время создала на зачаточном уровне общественные отношения, регулируя жизнь человека и вводя для него определённые рамки.

Кроманьонцы очень часто рисовали лошадей, предполагается что на удачу.
Кроманьонцы очень часто рисовали лошадей, предполагается что на удачу.

И напоследок, интересный факт для вас, слово "тотем" является заимствованным у индейцев Северной Америки, на их языка оно означает "его род".

Спасибо вам за внимание, если понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь, а так же высказывайте свои пожелания. Ну а вдруг не понравилось, то тоже высказывайте свои пожелания, какими бы они ни были.

Всего вам хорошего!