Когда мы говорим о первобытных формах религии, необходимо помнить, что человек того времени постоянно находился в контакте с дикой природой. Логично предположить, что он задавался вопросом о своём месте в этом мире, о том как он появился и том, почему окружающий его мир такой, каким он является. Естественно, что его инструментарий для решения всех этих вопросов был довольно скуден, единственной формой познания окружающего мира было непосредственное взаимодействие с ним. Таким образом, руководствуясь своим опытом контактов с флорой и фауной, древний человек начинал почитать силы природы, а прежде всего формировал культ какого-то зверя.
Зарождение культа зверя обуславливается в первую очередь важностью самого зверя для отдельно взятой общины и ролью в этой общине её охотников. А ведь если подумать, разве могло быть иначе? Кто кормит общину? Охотник, добывая пищу в охоте. Кто представляет главную опасность для охотника? Зверь. У кого логично просить помощи в охоте? У зверя, который такой же охотник в дикой природе. Таким образом, зверь крепко закрепляется в сознании первобытного человека и его религии, формируется тотемизм.
Тотемное животное почиталось, в ранних формах тотемизма запрещалось убивать и употреблять в пищу тотема, сделать такое можно было только во время особых празднеств и церемоний. Позже встречаются формы тотемизма, в которых подобный запрет касается только отдельных частей тотема. Можно рассматривать это формой заботы об окружающей природы, пониманием первобытным человеком её ценности для себя, ведь такие запреты способствовали размножению тотемных животных.
В целом, вместе с религией сформировались религиозные запреты и ограничения, так называемые табу. Они были примитивной формой регулирования культурной, социальной и хозяйственной сферы жизни общины. Нельзя сказать, что это было плохое явление, наоборот, религия в то время создала на зачаточном уровне общественные отношения, регулируя жизнь человека и вводя для него определённые рамки.
И напоследок, интересный факт для вас, слово "тотем" является заимствованным у индейцев Северной Америки, на их языка оно означает "его род".