Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Какой же приличный флот может обойтись без плавучих мастерских?

Среди 742 на сегодняшний день статей в этом журнале о море и моряках есть несколько о судоремонте. Пора написать и о судах, его производящих .

Только имеются некоторые тонкости в этом вопросе. Есть суда, изначально построенные как плавмастерские, хотя могут использоваться и как транспорты например. Есть плавбазы, которые могут в том числе осуществлять и ремонт, но у них есть другие задачи, что конструкция и предусматривает. Есть плавучие технические базы с совершенно специальными задачами. Так что буквы ПМ на борту не всегда означают, что это плавмастерская.

На самом деле это плавучая техническая база проекта 2020, основной задачей которой является перезарядка ядерных реакторов кораблей с атомными силовыми установками. Подводных лодок в основном, но вот снимок такой ПТБ у борта одного из атомных крейсеров:

-2

Без букв ПМ в бортовом номере, кстати.

Конечно, такие работы производятся не в открытом море. А плавучие мастерские могут сопровождать соединения кораблей в самых дальних походах. Вспомним хотя бы "Камчатку", изначально строившуюся как транспорт-мастерская, и вошедшую в эскадру Рожественского буквально через месяц после ввода в строй после постройки.

-3

Во время перехода эскадры на Дальний Восток она осуществила большой объём ремонта технических средств и вооружений. А кроме того, в состав эскадры входил транспорт "Анадырь", тоже имевший оборудование и рабочих для производства ремонта.

Кстати, в японском флоте первая плавучая мастерская была создана в 1906 году из русского парохода "Манджурия", захваченного японцами в 1904 году:

-4

Не путать с "Маньчжурией", в том же году также захваченной японцами и ставшей вспомогательным крейсером.

Потом в плавмастерские японцы переделывали даже старый броненосец времён Цусимы "Асахи". Первой специально построенной плавмастерской только в 1939 году стал "Акаси":

-5

Переделанная из пассажирского лайнера в плавмастерскую HMS Ranpura в 1946 году на Мальте:

-6

Как видно, даже в британском флоте, имевшем базы по всему земному шару, существовала нужда в плавмастерских. Что же говорить о советском ?

Учитывая предвоенный и военный опыт, была развёрнута программа их строительства. В 1960 году в состав флота вошла головная плавмастерская проекта 725

-7

Водоизмещение 4100 тонн, дальность плавания 3000 миль. Из 423 человек на борту 376 были квалифицированными рабочими ремонтных специальностей. В цехах мастерских было всё необходимое оборудование. Первые три из них предназначались для ремонта только надводных кораблей, следующие два, проекта 725а, могли ремонтировать и подводные лодки.

А это то, что от них осталось сегодня, хотя не уверен, что и это уже попилено на металл:

-8

Однако кое-что сохранилось. С 1963 по 80-е в Польше для советского ВМФ было построено более 40 единиц плавмастерских проектов 300, 301, 303 и 304. Всем, кто служил на флоте, знакомы их силуэты:

-9

Эта плавмастерская вступила в состав Черноморского флота в октябре 1969 года. На первых было даже артиллерийское вооружение, но потом от него отказались. Полное водоизмещение этих ПМ составляло от 2700 до 5600 тонн, количество ремонтников на них от 100 до 160 человек.

Всего за свою жизнь ПМ-138 провела более 8 тысяч суток на боевой службе, было пройдено более 130000 морских миль за 450 ходовых дней, судоремонтниками отремонтировано несколько сотен надводных кораблей, подводных лодок и судов Военно-Морского Флота, перевезено более 5000 человек и многие тысячи тонн грузов. В основном они, конечно находятся у причалов, например, пункта материально-технического обеспечения в сирийском Тартусе.

Однако бывает, что и им самим нужна помощь. Та же ПМ-138 в феврале 2008 года обесточилась в Эгейском море, потеряла ход. На помощь пришёл фрегат ВМС Греции и отбуксировал пээмку к острову Хиос на якорную стоянку. Здесь уже не составило проблем своими силами ввести в строй главный двигатель.

Порядка 10 из них уже списаны, остальные продолжают нести службу на всех флотах России.

А были ли плавучие мастерские на гражданском флоте? Конечно, проект 734, вот его представитель:

-10

5 таких было построено для гражданского флота, рыбаков, и два для ВМФ.

Нельзя не упомянуть и о несамоходных плавмастерских. Вот старая американская мастерская на фоне не менее древнего парохода:

Плавучая мастерская ВМФ США №5
Плавучая мастерская ВМФ США №5

А кто из нас не видел вот таких, с корпусом из бетона, сделанных в Болгарии? Сотни их стоят во всех наверно портах, морских и речных по всей стране:

-12

Сейчас братушки остались без этих заказов, но хотя много их заброшено и разграблено, достаточное количество продолжают работать. Я имел возможность иметь с ней дело в Керчи, где такая стояла в заводе "Залив" в качестве достроечной базы рыбинского судостроительного завода "Вымпел". Базируясь на неё, мы проходили ходовые и государственные испытания.

Они были прекрасно оснащены всевозможным оборудованием, имели электротехнические участки, столярные цеха, полный набор металлорежущих станков, вот не помню только, имелись ли кузнечные молоты.

Вот одна из них В Усть-Луге:

-13

Некоторые цеха:

-14
-15
-16

Столовая:

-17

Кабинет какого-то начальника:

-18

Вполне приличное ремонтное предприятие, только на воде, и может в любой момент быть перемещено в другое место, где в нём возникнет необходимость. Удобно, не так ли?

----------------------------------------------------------------------------------------

Другие статьи о судоремонте:

Как судну пудрят носик

Как работают турецкие судоремонтники.

Корабли, у которых протекает крыша

...................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь