В буквальном смысле этого слова. Сложилось так, что более-менее новыми судами, на которых мне пришлось работать около тринадцати лет, были: первое - буксир "Ахтиар", и последнее - модернизированный из "Волго-Дона" сухогруз "Челси-6". Вот он в Босфоре:
Всё остальное - это престарелые суда "река-море" типа Сормовских и Волго-Балтов. Взять хотя бы "Солна" постройки 1971 года, на которую я попал в 2010 году. Владельцем была турецкая компания, флаг - Камбоджа.
Вот у неё во время сильного дождя фактически капало с подволока ходовой рубки, металл перекрытия проржавел насквозь. Но менять его тот ещё геморрой, поэтому турки подошли к проблеме творчески. Приехали пара парней с рулонами какого-то синтетического материала и канистрами с компонентами эпоксидного покрытия. В течение полудня проблема была решена.
Проржавела так же кормовая оконечность шлюпочной палубы. Её просто отрезали, вот светло-зелёным обозначено:
И теперь ютовой швартовой команде пришлось так же жариться на солнышке и мокнуть под дождём, как и баковой. Позвольте, спросит внимательный читатель, но название судна состоит из двух слов, вы ничего не путаете, аффтор? Отнюдь, снимок сделан после очередного переименования. Здесь судно уже носит имя "LITTLE DONA", под ним оно и было порезано на металлолом в марте 2014 года. 43 года, Карл, это вам не шутки!
А имён у него было предостаточно: НИЖЕГОРОДСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (12.1992), БЕЛОЗЕРСК (10.1997), CRISTOBAL (10.2001), RISTO (12.2002), SOLNA (03.2010). Обычная история для этого кочующего из рук в руки старья. "Солна" запомнилась мне ещё и тем, что как-то в Дарданеллах из проржавевшего днища в машинном отделении забил фонтан, об этом случае у меня есть отдельная статья, в конце дам на неё ссылку.
Обычно заделка течей наваркой поверху листов металла, так называемых дублёров не приветствуется, но как временная мера применяется, мне пришлось с таким сталкиваться, да вот и на снимке ниже ржавый прямоугольник на уровне воды - что это, как не пара дублёров на корпусе ?
С капелью с подволока жилых кают тоже приходилось сталкиваться, палуба над ними ржавеет ещё быстрее, ведь там к осадкам добавляется солёная вода, которой её щедро поливают после погрузок и разгрузок, смывая пыль. Да думаю, тут и качество металла не соответствует, всё же эти суда должны были в основном эксплуатироваться на реках, а довелось доживать свой век на морях.
Ещё перед "Солной" мне довелось отработать контракт на "Николае Баумане". Построен в 1973 году. Запомнился мне тем, что приходилось несколько раз лазить в балластный танк, где проходил трубопровод, по которому закачивался и откачивался шмурдяк в цистерну льяльных вод. На некоторых из таких судов эту цистерну остроумно расположили в кормовом балластном танке, так что не дай Бог протечка - балласт будет загажен нефтесодержащими водами из трюмов машины.
Эта труба прогнила, сразу заменить её не было возможности, так что герметизировали её, обматывая полосами ткани с цементным раствором.
Вообще, цемент в ходу на этих судах. Сколько цементных ящиков приходилось устанавливать на разнообразных течах корпуса или трубопроводах, а потом во время доковых ремонтов с проклятиями вырубать их, чтобы вварить новые листы или участки трубы. "Николай Бауман" дожил только до сорока лет. В 2013 году с грузом около 3000 тонн гипса он без всякого шторма начал тонуть на входе в Дунай. И утонул, ничего сделать не смогли, хорошо, что хоть команда не пострадала, всех принял на борт спасатель.
А чего удивляться, при ревизии балластных танков мне доводилось видеть отвалившиеся от обшивки шпангоуты. Нередко во время ремонта обшивку меняют многими квадратными метрами. Гниют трубопроводы, на буксире "Вал" при ремонте помимо обшивки пришлось менять фундаменты промежуточных подшипников гребных валов, проржавели насквозь.
На некоторых таких судах крышки трюмов сдвигаются с помощью цепного привода, а в его состав входит вал длиной как раз в ширину трюма, такое с виду железное крашеное бревно, на самом деле труба конечно.
Однажды один из этих валов с хрустом переломился пополам, под краской его сожрала ржавчина. Уж как боцман изгалялся, натягивая крышку на место с помощью брашпиля! Но сумел. В порту, к счастью шли в Россию, привезли новый.
Сейчас идёт замена этого флота судами новой постройки, но процесс, конечно, не быстрый. Сколько ещё старцы будут бороздить волны - точно сказать невозможно, пусть судьба будет милостива к их командам...
А приходилось ли сталкиваться с нечто подобным на военном флоте? Тут конечно с этим гораздо лучше, но помню, меня сильно удивили различного вида кандейки, висящие кое-где в отсеках старенькой подводной лодки 613 проекта, когда я проходил корабельную практику в 1969 году на Балтике. На вопрос - зачем, мне ответили - а вот погрузимся, туда будет капать из сальников и других мест протечек. Правда,
в более поздние времена подобного не встречал.
Ещё на эту тему:
Из днища машинного отделения судна забил фонтан
Как работалось на старых судах или голь на выдумки хитра
....................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь