Найти в Дзене
Устремленные люди

Интервью с виртуозным аккордеонистом, лауреатом международных конкурсов Арсением Строковским

Арсений, расскажи, как зародилась твоя любовь к музыке.

Любой музыкант становится музыкантом еще в детстве, когда его  родители приводят в музыкальную школу. Конечно, в то время я еще совсем не понимал, что такое музыка. Меня просто привели в музыкальную школу, отдали, и я стал там учиться. С течением времени ко мне уже стало приходить осознание того, что я делаю. В старших классах музыкальной школы я решил поступать в музыкальный колледж, поскольку уже понял, что с музыкой у меня уже очень тесное общение и мне сложно будет без нее. Я поступил в колледж имени Шнитке. И это тоже был сложный переходный период. В последние годы учебы в колледже я уже окончательно утвердился в том, что буду музыкантом. Именно в это время у меня появилась любовь к музыке. Я стал слушать много хорошей музыки, хороших исполнителей, интересоваться не только тем, что я играю на данный момент, но и ходить на концерты, интересоваться другими инструментами, другими жанрами. И теперь этот процесс уже не прекращается.

Почему именно аккордеон? Сразу ли ты остановил на нем свой выбор или пробовал еще какие-то музыкальные инструменты?

Это вопрос раннего-раннего детства. Мне было 5 лет, когда родители меня отвели в музыкальную школу, я, естественно, ничего не выбирал. Мой старший брат учился играть на баяне, а меня привели за компанию к тому же педагогу и отдали играть на аккордеоне. Тут, конечно, всегда решают родители. Ребенок в том возрасте даже не знает, какие существуют музыкальные инструменты по большому счету. Если ребенку сказать, хочет ли он играть на фаготе, то он спросит, что такое фагот. Это большая лотерея и решение родителей.

Был ли у тебя кумир детства и остался ли он сейчас?

Сложно сказать про какого-то одного кумира. Я стараюсь у разных исполнителей услышать то лучшее, что у них есть. Зачастую бывает так, что мне нравится, как один исполнитель, например, играет романтическую музыку, но мне не нравится, как он играет барокко или современную музыку. Порой какое-то произведение мне нравится именно у определенного исполнителя.

Но если говорить про аккордеон, то можно сказать, что кумир был. С детства я много слышал о Сергее Осокине. И мой преподаватель Вячеслав Александрович Михайлов в музыкальной школе включал мне аудиокассеты, чтобы я приобщался к прекрасному. Когда я ездил на юношеские музыкальные конкурсы, в старших категориях играл Сергей Осокин. Для меня это был какой-то недостижимый уровень владения инструментом. Удивительно, но спустя некоторое время, после колледжа я поступаю в ВУЗ и целенаправленно иду учиться к Сергею Осокину. И он стал моим наставником и даже близким другом. Под его руководством я по-серьезному начал заниматься, поверил в себя, поверил в музыку.

У меня был длинный конкурсный период: от всероссийских до международных соревнований. Выступал во многих странах: Новой Зеландии, Австралии, Испании, Финляндии, Германии. И в 2016 году была моя конкурсная вершина, когда я занял первое место на конкурсе в Клингентале. Он считается одним из самых престижнейших конкурсов аккордеонистов в мире. И, конечно, в первую очередь это заслуга Сергея Осокина.

Какие музыкальные направления тебе больше всего по душе?

Мне наиболее близка музыка эпохи барокко и современная музыка. Я придерживаюсь мнения, что на аккордеоне действительно очень здорово звучит музыка эпохи барокко, несмотря на то, что некоторые музыканты и слушатели зачастую могут удивиться: «Как это на аккордеоне можно играть Баха? Ведь Бах не знал, что такое аккордеон и не писал для него музыку». Но я хочу напомнить, что Бах и не знал, что такое фортепиано и никогда не писал для фортепиано. Однако величайшие исполнители играют Баха на фортепиано, и никто им не задает вопроса, почему они это делают. В то время Бах писал музыку для клавира, а фортепиано и аккордеона еще не было. Но вообще, мне кажется, что Бах писал музыку не для какого-то определенного инструмента, а писал ее в чистом виде. Помимо Баха я люблю и других представителей барочной эпохи. Сейчас в Германии я играю музыку Джироламо Фрескобальди (это раннее барокко).

Второе направление – это современная музыка. Она представляет из себя некоторую проблему для слушателя, т.к. она написана сложным языком и порой понятна далеко не каждому. Сейчас довольно сложно найти площадки, где можно было бы играть такую музыку, ее нелегко объяснить и найти под нее аудиторию. Тем не менее за этим будущее инструмента, поскольку только композиторская музыка, написанная специально для определенного инструмента, делает инструмент инструментом. Иначе получается замена. Зачем играть изображая скрипку, если можно сыграть просто на скрипке?

В каких музыкальных проектах ты участвуешь в настоящий момент?

У меня есть большой проект в сотрудничестве с хореографом Соной Овсепян. Это современный балет «Черная женственность». В 2015 году в Московском Мьюзик-Холле состоялась премьера этого проекта. Затем мы взяли гран-при на фестивале современного танца «Ключи». Саму идею и исполнение жюри оценило очень высоко. У нас был спектакль в ЗИЛе, к нам приходил экспертный совет «Золотой маски». В этом проекте сочетается современная музыка, написанная для аккордеона, с современной хореографией. Два вида искусства очень хорошо дополняют друг друга. Можно сказать, что это несколько элитарная история, при том больше рассчитанная на европейскую аудиторию. Так сложилось, что в Европе намного больше людей любят и понимают авангард и современное искусство. В России найти зрителя сложнее.



Спектакль "Черная женственность". Проект хореографа Соны Овсепян и аккордеониста Арсения Строковского
Спектакль "Черная женственность". Проект хореографа Соны Овсепян и аккордеониста Арсения Строковского

Следующий проект существует уже около 4-х лет – это дуэт аккордеона и органа. Совместно с органисткой Марией Макаровой мы сделали несколько программ, регулярно выступаем в Соборе на Малой Грузинской, в Соборе святых Петра и Павла, в Царицыно.

Сейчас, проживая в Германии, я налаживаю связи с различными коллективами и ансамблями, нахожу новые формы сотрудничества. В данный момент мы формируем квартет, чтобы сыграть «Историю солдата» Стравинского, а я занимаюсь аранжировкой.

И, конечно же, наш проект SaxAccord с Иваном Дымой. Я в восторге от нашего дуэта и надеюсь, что мы будем и дальше развивать это направление.



Арсений Строковский с саксофонистом Иваном Дымой
Арсений Строковский с саксофонистом Иваном Дымой

Арсений, нам было бы очень интересно узнать о том, как проходит твое обучение в Германии и о том, благодаря чему ты там оказался.

Это странная история. Я такой человек, что мне всегда нужна цель, причем сложнодостижимая. Пока она есть, то до нее можно идти бесконечно, и это меня стимулирует. Последней моей целью было участие в международном конкурсе аккордеонистов в Клингентале, Германия. Года 3 назад мне это казалось совершенно недостижимой целью. О том, чтобы победить, получить какую-то премию или даже просто пройти на третий тур, я не мог и подумать. Но я стремился к этому конкурсу и победил. Затем 10 мая,  как раз на мой день рождения, последовал концерт в берлинской филармонии, было очень радостно. Потом пришло лето, и я задумался о том, что же делать дальше. В результате множество факторов из моей биографии сложились в определенную ясную картину. Я понял, что то, чем я занимаюсь и то, что я люблю – современная музыка, музыка эпохи барокко, наиболее развито и востребовано в Германии. Я победил в Германии на конкурсе, у меня есть проекты, которые будут востребованы именно там, потому что Германия является родоначальником авангарда и современных музыкальных течений. И меня озарило, что я должен туда поехать.

Не многие знают, это и для меня было открытием, что в Германии образование  бесплатно абсолютно для всех. Но тогда меня озадачило, на что мне придется жить. И тут я вспомнил про Германскую службу академических обменов DAAD, про которую мне в свое время рассказывал один из моих преподавателей. После чего я позвонил в DAAD, отправил заявку, списался с профессором, с которым хотел заниматься, это была очень сложная процедура. В результате я выиграл стипендию, которая финансирует все мое обучение в Германии. В августе я уехал учить язык и поступать в ВУЗ.



Марбургский замок, Германия
Марбургский замок, Германия

Заметил ли ты отличие немецкой системы образования от российской?

Да, они очень различаются. Но, я могу сказать, что я рад тому, что получил фундаментальное музыкальное образование в России. Я имею в виду огромное изобилие теоретических предметов, не только связанных с игрой на инструменте, но и предметы по теории музыки,  искусствоведение, педагогика, философия, эстетика, менеджмент и др.

Когда я приехал в Германию, то немного был удивлен тем, что от меня не требуется ничего, кроме посещения специальности и музыки камерного класса. Для меня это, конечно, большая радость, потому что у меня есть свои цели, свои задачи. Если мне хочется прийти на какой-то предмет, то я сам его выбираю, определяюсь с темой, прихожу и слушаю, а если мне что-то неинтересно, то я могу не ходить на этот предмет, т.е. я составляю учебный план сам  для себя.

Кстати, многие думают, что поступить на учебу в Германию очень сложно. Это неправда. Намного легче и дешевле поступить туда, чем в некоторые московские ВУЗы.

В целом, я очень доволен, что сейчас там учусь. Это дает мне большое количество свободы, которую я трачу не впустую, а на реализацию своих творческих проектов.

Что ты можешь посоветовать начинающим музыкантам? Как не сойти с пути при встрече с трудностями?

Глаза боятся, а руки делают. Надо просто делать и не думать, получится или не получится, что будет дальше. Надо ставить цель как можно дальше и идти к этой цели последовательно, как в фильме Тарковского «Сталкер» от гайки к гайке.