Найти в Дзене
Petr Vokhmintsev

Конус Маха от Сатурн-5. Расчёты и реальность.

Ну вот и до рассмотрения определения скорости по конусу Маха руки дошли. Да, по той самой знаменитой съёмке с самолёта:

Тот самый кадр киносъёмки с самолёта. Найдено в недрах интернета.
Тот самый кадр киносъёмки с самолёта. Найдено в недрах интернета.

Понятно, что ракета летит под углом к наблюдателю и имеются некоторые искажения, которые надо компенсировать:

Теперь измерим по снимку илл.6 отношение Lн /d. Поскольку снимок недостаточно резок, то на результате измерения сказывается индивидуальное восприятие конкретного человека. Для исключения этого фактора работу по измерению Lн и d выполнили независимо 6 человек. Результаты их измерений представлены в таблице. Усреднённое по разным людям среднее значение Lн /d = 7,9. Отсюда вычисляем по формуле (4) cos α = 7,9/11=0,72 (α = 440). Поэтому все размеры в направлении полёта ракеты кажутся нам меньше их реальных значений в 1/(0,72) раза, то есть в 1,4 раза.
Мы можем очень просто преодолеть это затруднение с помощью компьютера. Чтобы узнать, как выглядел бы конус Маха ракеты под прямым углом зрения, надо на снимке илл.4б просто растянуть масштаб вдоль вектора скорости в 1,4 раза. Это и сделано на илл.7, где угол при вершине конуса и есть искомый угол φ (2).

Согласен. Линейные искажения надо компенсировать. Вот один и тот-же снимок ракеты до компенсации искажений и после:

Снимок конуса Маха до компенсации линейных искажений.
Снимок конуса Маха до компенсации линейных искажений.

Снимок конуса Маха  поле компенсации линейных искажений.
Снимок конуса Маха поле компенсации линейных искажений.

Вроде бы всё правильно. А какие у нас углы получаются?

До компенсации искажений:

Угол конуса Маха до компенсации линейных искажений.
Угол конуса Маха до компенсации линейных искажений.

Транспортир немного со странностями, по этому 360 - 333 = 27 градусов. У меня, правда, 23,5 градуса получилось, но я по другой картинке мерил:

(360 - 313) / 2 = 23,5 градуса.

Пускай будет 27 градусов. Столько получается при измерении угла на оригинальном кадре.

После компенсации искажений:

Угол конуса Маха после компенсации линейных искажений.
Угол конуса Маха после компенсации линейных искажений.

То-же самое, 360 - 340 = 20 градусов.

А какой угол должен быть при увеличении одного из катетов в 1,4 раза?

Такой и должен быть, 20 градусов

atan(tan(27)/1,4) = 19,9988

Далее следует вывод о том, что 1/sin(20) = 2,92 Маха пред отделением 1-й ступени. Даже если взять угол конуса до компенсации искажений в 23 градуса (после компенсации 16,86), то скорость получится 3,44 Маха, что тоже явно меньше, чем 8.

Но позвольте! Всем известная формула Маха выведена для материальной точки. И применять её к очень даже немаленькой ракете не корректно.

По примеру прочих исследователей обратимся к результатам продувки корабля Аполлон в сверхзвуковой аэродинамической трубе. Есть замечательный документ под названием "A supersonic/hypersonic aerodynamic investigation of the Saturn 1B/Apollo upper stage". Там есть фотографии скачков уплотнения вокруг головной части Сатурна (у пятого и 1В они одинаковые) для скоростей от 4 до 8 Махов. Вон какая красота:

Головная часть ракеты Saturn-1B в аэродинамической трубе. Из отчёта контрактора НАСА.
Головная часть ракеты Saturn-1B в аэродинамической трубе. Из отчёта контрактора НАСА.

Посмотрим на 8,05 М поподробнее

Скачок уплотнения вокруг Аполлона при М=8,05. Из отчёта контрактора НАСА.
Скачок уплотнения вокруг Аполлона при М=8,05. Из отчёта контрактора НАСА.

Конус Маха вокруг Аполлона получается не совсем конусом, хоть качество снимка не очень хорошее, но видны изломы. В результате выход конуса на "рабочий угол" происходит где-то в районе переходника с лунным модулем позади агрегатного отсека.

Угол скачка уплотнения на М=8,05.
Угол скачка уплотнения на М=8,05.

О как! 34 /2 = 17 градусов. Или я не там измерения проводил? Вокруг мачты системы аварийного спасения угол ещё меньше. А вокруг командного модуля сильно больше, но там и угол конуса 66 градусов против 30-и на вершине мачты САС.

Тут надо сделать маленькое отступление и посмотреть, что именно продувалось в аэродинамической трубе.

Описание моделей для продувки на разных тестах. Из отчёта контрактора НАСА.
Описание моделей для продувки на разных тестах. Из отчёта контрактора НАСА.

Ка не трудно заметить, тестам подвергалась не вся ракета в натуральную величину, а моделька головной части высотой чуть меньше шести дюймов, или 15 см. Что вполне логично, расходы сильно меньше, а механика та-же.

С дугой стороны, продувалась именно головная часть, а не вся ракета целиком. В трубе это выглядело так:

Модель головной части ракеты на испытаниях. Из отчёта контрактора НАСА.
Модель головной части ракеты на испытаниях. Из отчёта контрактора НАСА.

То есть, головная часть, а дальше держатель. И поскольку в месте крепежа модели к держателю возникают искажения потока по сравнению с реальной ракетой, то изображения скачков уплотнения снимались с левой части конструкции на снимке.

Так же надо помнить, что ракета Saturn-V несколько более сложный набор конусов и цилиндров, чем рассматриваемая модель:

Описание модели ракеты Saturn-V. Из отчёта аэродинамической лаборатории НАСА
Описание модели ракеты Saturn-V. Из отчёта аэродинамической лаборатории НАСА

К сожалению, вместо красивых картинок в отчёте сплошь скучные графики, но по приведённой схеме (можно было взять фото реальной ракеты, но тут есть размеры в масштабе и углы) видно, что продувка велась примерно 1/3 головной части. А там дальше ещё один конус, длинный цилиндр, пилоны с движками и в качестве вишенки выхлоп от сжигания десяти с небольшим тонн керосина с кислородом в секунду, влияние которых на конус Маха я представляю весьма условно.

То есть, если сравнивать только головные части, то результат получается близкий к ранее отвергнутому варианту измерений:

Угол конуса Маха для головной части ракеты.
Угол конуса Маха для головной части ракеты.

Вот они 16,86 градуса после коррекции искажений. Близко к 17 градусам (с учётом погрешности измерения) в аэродинамической трубе. Понятно, что плюс-минус, но угол-то вот он.

Таким образом:

  1. Считать угол конуса Маха для материального объекта сложной формы по формуле для материальной точки нельзя.
  2. Как формируется форма скачка уплотнения для всей ракеты ни кто не рассматривал и сравнивать наблюдаемые результаты не с чем.
  3. Для головной части ракеты наблюдаемые результаты близки к результатам продувки модели той-же части.

Выводы, думаю, понятны. Сравнивать надо, как говорил один из моих бывших начальников, яблоки с яблоками, а апельсины с апельсинами.

Наука
7 млн интересуются