Найти тему
Navygaming Channel

И снова "Клемсоны" в бою - на этот раз в Тихом океане. Начало...

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, страны втягивались в эту мясорубку одна за другой, падая в котел смерти, как костяшки домино. Ключевым событием, после которого США вступили в битву, стала атака на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. На тот момент США обладали внушительным Тихоокеанским флотом, в состав которого входило большинство уцелевших на тот момент эсминцев типа «Клемсон».

Эсминцы - гладкопалубники в Шанхае, перед войной
Эсминцы - гладкопалубники в Шанхае, перед войной

За время Второй мировой войны в кампании на Тихом океане приняло участие 52 эсминца, некоторым из них пришлось довольно тяжело, а участие других было почти номинальным, как, например, у DD-259 «Тернер», DD-250 «Лоуренс», DD-234 «Фокс» и DD-231 «Хэтфилд», которые охраняли западное побережье США. Тяжелое бремя военных действий пережили не все: 2 корабля погибли из-за тайфунов, 9,5 – в результате боевых действий. Причиной дробного числа является эсминец DD-224 «Стюарт», о котором речь пойдет чуть ниже. А теперь подробнее.

Корабли, принимавшие участие в боевых действиях Тихоокеанского региона, встретили начало войны в разных точках планеты и в составе разных флотов - данные по участникам, которым посвящена статья приведены в таблице 1. При этом в одной статье (даже в двух частях) довольно сложно описать судьбу каждого из полусотни кораблей, по этой причине мы постараемся представить наиболее яркие моменты и факты из их боевых биографий.

Перечень минных тральщиков и авиатранспортов, переоборудованных из эсминцев типа "Клемсон"
Перечень минных тральщиков и авиатранспортов, переоборудованных из эсминцев типа "Клемсон"
Перечень минных заградителей, переоборудованных из эсминцев типа "Клемсон" и оставшихся эсминцев
Перечень минных заградителей, переоборудованных из эсминцев типа "Клемсон" и оставшихся эсминцев

Головной корабль серии – эсминец «Клемсон» принял активное участие в боевых действиях Второй мировой, причем и на Атлантическом, и на Тихоокеанском ТВД. Начав войну в качестве базы гидросамолетов в Атлантике, он затем был снова переоборудован в эсминец, а затем – в быстроходный транспорт. В боях на Тихом океане он отличился в качестве авиатранспорта, несущего гидросамолеты. Обеспечивал подготовку мест для высадки десантов непосредственно перед вторжением на Сайпан, Гуам, Пелелиу, Лейте и Лусон. При входе в Лингаенский залив 5 января 1945 года «Клемсон» отбил атаку японских самолетов. Сопровождал конвои на Улити, Сайпан и на Окинаву. 6 июля 1945 года вернулся в Сан-Педро, штат Калифорния, для переоборудования обратно в эсминец. 17 июля 1945 корабль был вновь переклассифицирован в эсминец DD-186 и все еще находился на верфи, когда закончилась Вторая мировая война. «Клемсон» был выведен из эксплуатации 12 октября 1945 года и продан на слом 21 ноября 1946 года.

Эсминец «Клемсон» в качестве авиатранспорта AVD-4, октябрь 1942 года
Эсминец «Клемсон» в качестве авиатранспорта AVD-4, октябрь 1942 года

Одной из первых задач, которую пришлось решать эсминцам типа "Клемсон" на Тихом океане стала защита от ударов вражеской авиации. 7 декабря 1941 года герои нашей истории одними из первых столкнулись с японскими палубными самолетами. Эсминцы DM-19 «Трейси» (бывший DD-214) и DM-20 «Пребл» (бывший DD-345), занимавшие стоянку В-15, обстреливали японские самолеты и сумели пережить побоище в Перл-Харборе. Четыре систершипа – DMS-16 «Тревер» (бывший DD-339), DMS-14 «Зейн» (бывший DD-337), DMS-15 «Васмут» (бывший DD-338), DMS-17 «Перри» (бывший DD-340) стояли у пирса в одном месте. Все они по-разному отличились во время японского нападения.

Минный заградитель DM-19 "Трейси" (бывший DD-214) в 1939 году
Минный заградитель DM-19 "Трейси" (бывший DD-214) в 1939 году

Рыцарские времена, когда договаривались об условиях поединка, сгинули очень давно, японская атака застала экипажи не на боевых постах, и эсминец «Хэнли» был вынужден начать борьбу без своего командира и старпома, доставить которых на борт помог эсминец/тральщик DMS-16 «Тревер». Из-за опасности атак подводных лодок у входа в гавань корабли не могли останавливаться для передачи пассажиров. Поэтому «Хэнли» занял место впереди «Тревера». К корме эсминца на тросе был привязан спасательный плотик. Два офицера спустились с «Тревера» на плотик, и потом их перетащили на «Хэнли». Вот так на эсминец были доставлены его командиры.

Во время нападения на Перл-Харбор японцы применяли сверхмалые подводные лодки, одну из таких и заметил DMS-14 «Зейн» за кормой вспомогательного корабля «Медуза» (AR-1), но линию огня ему закрывал DMS-17 «Перри», потому все лавры достались DD-354 «Монагану», уничтожившему цель глубинными бомбами. При этом лишь меткая стрельба соседних кораблей спасла «Перри» от гибели, не дав пилоту точно прицелиться, в результате чего бомба взорвалась возле борта в воде. Под конец боя «Зейн» и «Васмут» приступили к своим основным функциям по охране базы и протралили вход в бухту. В годы войны были случае "жалоб" на «дружественный» огонь, но, увы, такое нередко встречается- вот и «Зейн» не пострадал от противника во время рейда, но из-за «дружественного» огня зенитной артиллерии получил повреждения такелажа и антенн.

Эсминцы Азиатского флота США на стоянке
Эсминцы Азиатского флота США на стоянке

Другой целью для японского флота в первые недели войны стала Манила (Филиппины), нападение произошло 10 декабря 1941 года. Базировавшийся там Азиатский флот США под командованием Томаса К. Харта, по сути, был только эскадрой по сравнению с огромными силами Японского Императорского флота. Наши сегодняшние герои повествования были представлены нижеследующими эсминцами: DD-226 «Пири» (капитан 2 ранга Г.Г. Кейт), DD-225 «Поуп» (капитан-лейтенант У.К. Блинн), DD-228 «Джон Д. Форд» (капитан-лейтенант Дж.Э. Купер), DD-227 «Пилсбери» (капитан-лейтенант Г.Ч. Паунд), DD-224 «Стюарт» (капитан 2 ранга Г.П. Смит), DD-218 «Парротт» (капитан-лейтенант Э.Н. Паркер), DD-222 «Балмер» (капитан 2 ранга Л.Дж. Маниз), DD-213 «Баркер» (капитан 2 ранга Л.Дж. МакКлоун), DD-217 «Уиппл» (капитан-лейтенант Э.С. Карп), DD-211 «Олден» (капитан-лейтенант Л.Э. Кули), DD-216 «Джон Д. Эдвардс» (капитан 2 ранга Г.Э. Экклз), DD-219 «Эдсолл» (лейтенант Дж.Дж. Никс). Перечисленные 12 эсминцев входили в состав 29-й эскадры эсминцев, флагманом эскадры был еще один корабль типа «Клемсон» – эсминец DD-230 «Джон Пол Джонс» (поклонники "Морского боя" должны помнить это наименование). В одной статье невозможно полностью охватить боевой путь всех эсминцев, рассмотрим лишь несколько боевых эпизодов.

Эсминец DD-230 «Джон Пол Джонс», флагман 12-й эскадры эсминцев
Эсминец DD-230 «Джон Пол Джонс», флагман 12-й эскадры эсминцев

Бомбардировка базы Азиатского флота началась утром после того, как армейские аэродромы Кларк и Иба были разгромлены внезапной атакой. Это стало повторением катастрофы на аэродроме Хикэм. Через двадцать минут после сигнала тревоги над Кавите появились 54 вражеских бомбардировщика с эскортом истребителей. Ни одна зенитка в данном районе не могла достать самолеты, летящие на высоте в 5700м. Защитники могли только "сидеть и ждать", а корабли попытаться спастись. Эсминец «Пилсбери» сумел дать ход и спастись, но подводная лодка «Си Лайон» была уничтожена прямо на стапеле.

Пожар на военно-морской верфи в Кавите после налёта японской авиации 10 декабря 1941 года
Пожар на военно-морской верфи в Кавите после налёта японской авиации 10 декабря 1941 года

Сама верфь была объята пламенем, эсминец «Пири» надо было выводить из доков, но его котлы были демонтированы, так что ему оставалось только стоять у причала и терпеть. Мелкокалиберные пушки не могли защитить от вражеской авиации. Во все стороны летела раскаленные осколки, пробивая дыры в ходовом мостике, торпедных аппаратах, камбузе и трубах, зажигая мелкие пожары от носа до кормы. Пораженный осколками командир «Пири» лейтенант-коммандер Гарри Кейт был серьезно ранен в обе ноги. Многих из его команды тоже ранило или убило. Вдобавок от рвущихся бомб в горящей торпедной мастерской на механической верфи начали взрываться баллоны с воздухом. Неспособный уйти прочь из этого огненного ада, «Пири» был обречен.

Командир тральщика «Виппурвил» лейтенант-коммандер Чарльз Ферритер, понимая отчаянное положение эсминца, сделал попытку выручить «гладкопалубник». На эсминец передали и принайтовили 6-дюймовый буксирный трос, и «Виппурвил» медленно подал назад. Толстый трос туго натянулся, но «Пири» не шелохнулся. Тогда Ферритер просигналил прибавить оборотов, но трос оборвался. Ферритер снова двинулся в бушующий на причале огненный ад и сделал еще одну попытку буксировки, и трос вновь лопнул. На оба корабля сыпались горящие обломки. Из-за жара и дыма разрастающегося пожара было трудно дышать. Но причина, по которой не получалось сдвинуть «Пири» была банальна – в царящей на эсминце сумятице забыли отдать швартовы.

Эскадренный миноносец DD-226 «Пири» на якоре, 1921 год
Эскадренный миноносец DD-226 «Пири» на якоре, 1921 год

Наконец «Пири» удалился от верфи, моряки с «Виппурвила» перебрались к нему на борт, чтобы помочь погасить пожары и заняться ранеными. Пять из восьми офицеров «Пири» были ранены, причем один – смертельно. Погибли также восемь из 126 матросов, а 15 из них ранило. Пятнадцать моряков пропали без вести. Лейтенант-коммандер Кейт хотя и получил тяжелое ранение, но отказывался дать забрать себя в госпиталь до тех пор, пока его не убедили, что кораблю больше ничто не угрожает, а убитые и раненые увезены. Так описал данные события У. Уинслоу в своей книге «Забытый богами флот».

После разгрома базы Кавите морские силы союзников были вынуждены отойти из Манилы, и "бесприютный" Азиатский флот двинулся искать себе убежище. Недостроенная база в бухте Маривелес была бесполезна, поэтому адмирал Харт приказал отходить в Сурабаю на Яве. «Клемсоны» также покинули Манилу. Одними из последних покинули Манилу эсминцы «Пири» и «Пилсбери», которые вышли из бухты 27 декабря.

Эсминец DD-227 "Пилсбери" вместе с "Пири" покинул гавань Манилы
Эсминец DD-227 "Пилсбери" вместе с "Пири" покинул гавань Манилы

26 декабря (почти через две недели после нападения японской авиации на Манилу) эсминец «Пири» еще стоял на якоре у Коррехидора неподалеку от двух торговых кораблей, дожидаясь возвращения своего командира. Первый намек на угрозу появился примерно в 12.30 с гудением моторов высоко над головой. В последующие два часа корабль подвергался атакам двухмоторных бомбардировщиков, летящих высоко за пределами досягаемости его пушек. И только блестящее мастерство старшего помощника командира лейтенанта М. Койвисто спасло судно от уничтожения. Лейтенанту потребовалась вся присущая ему хитрость, чтобы обмануть врага, то сбавляя ход, то подавая назад, то внезапно поворачивая и мчась полным ходом. Взорвавшиеся рядом с «Пири» бомбы перерубили ему сигнальные фалы, срезали фок-штаг и окатили палубы водой, но не причинили никаких повреждений и не нанесли потерь. Для моряков, нервы которых еще не пришли в порядок после тяжких испытаний на судоверфи, пережитое сейчас стало особенно мучительным.

На долю эсминца "Пири" выпало много испытаний, но до базы они дошли
На долю эсминца "Пири" выпало много испытаний, но до базы они дошли

В 20.30 «Пири» получил приказ немедленно следовать на юг и поступить в распоряжение командира 5-го Оперативного соединения, которое базировалось на Яве. Все пришли в восторг от перспективы убраться из Манильской бухты, где японская авиация господствовала безраздельно. Но радовало не только это, моряков ободряла мысль о присоединении к остальным кораблям Азиатского флота и об операциях в тех районах, где воздушное пространство контролировали союзники.

Но надежды на безопасное путешествие были разбиты 28 декабря, когда эсминец был замечен вражеским гидросамолетом. Вновь началась "игра в кошки-мышки": самолет совершал маневры захода в атаку, а так как каждый из них мог быть реальным, командир был вынужден совершать маневры уклонения. Через пару часов появился еще один гидросамолет, и смертельная игра продолжилась.

Сложно поверить ,чтобы один гидросамолет мог представлять опасность такому кораблю как эсминец, даже если он не совсем современный!?

Казалось, что хуже уже быть не может, но сработал "закон Мерфи" – появились два торпедоносца. Очередной заход гидросамолетов закончился реальной атакой, но бомбы взорвались, не причинив вреда. Первый торпедоносец, летя в 15 метрах над водой, заходил к «Пири» с носа слева по борту. Самолет подошел на расстояние в 450 метров, сбросил две торпеды и сделал «горку», уходя за пределы досягаемости пулеметного огня. Настороженно следящий за вторым самолетом, атакующим слева, Бермингем дал полный назад машинам правого борта, и торпеды безвредно проскользнули у «Пири» перед носом. Но передышки так и не наступило. К эсминцу неслись еще две торпеды, и, чтобы увернуться от них, Бермингему пришлось развернуть корму и остановиться.

Одновременно один из гидросамолетов зашел к «Пири» с кормы, пока эсминец неподвижно покачивался на волнах, напоминая легкую добычу. И в тот момент, когда торпеды прошли мимо в каком-то метре от правого борта, Бермингем скомандовал всем машинам самый полный вперед. Эсминец почти мгновенно перешел из неподвижного состояния к скорости в 15 узлов. Этого хватило, чтобы бомбы с гидросамолета безвредно взорвались на том самом месте, где всего несколько мгновений назад находился неподвижный эсминец. Израсходовав шестнадцать тяжелых бомб и четыре торпеды, вражеские самолеты убрались восвояси.

Но «приключения» «Пири» на этом не закончились, и на пути к 5-му Оперативному соединению эсминец ждали новые неприятности. В сумерках, по ошибке, он был атакован союзными бомбардировщиками Локхид «Гудзон».

Самолеты Локхид "Гудзон" над морем
Самолеты Локхид "Гудзон" над морем

Первая 250-кг бомба легла в 90 метрах от левого бимса (так в книге У.Уинслоу "Забытый богами флот" страница 137- прим.), другие также легли мимо, но одна из бомб взорвалась в 9 метрах от ограждения левого винта, осыпав корабль градом осколков. Осколки прошили борт кормового машинного отделения и перебили привод рулевой машины, из-за чего пришлось перейти на ручное управление. Осколки также повредили три глубинные бомбы и зажгли 102-мм снаряд в кранцах первых выстрелов. Но прежде чем тот успел взорваться, кочегар третьего класса Г. Фраймен схватил горящий снаряд и выбросил его за борт. Неожиданная атака привела к новым жертвам среди экипажа и повреждениям. Наконец, без дальнейших происшествий, но с большим трудом «Пири» прибыл в Амбонскую бухту после полудня 31 декабря 1941 года, а затем перешел в порт Дарвин.

Переход эсминца «Пири» из Манилы в Порт-Дарвин
Переход эсминца «Пири» из Манилы в Порт-Дарвин

Отметим, что это был устаревший эсминец, который требовал модернизации, но ресурсов было недостаточно, и к началу войны он так и не получил мощных средств ПВО, лишь мастерство и отвага экипажа помогали кораблю «выбраться» из безвыходных ситуаций....

Окончание следует...

Источники: ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1918: справочник по корабельному составу/ сост. В.Л.Кофман // Морская коллекция, № 5(11) – 1996. – 32 с.; Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 1(58) – 2004. –32 с.; Дашьян А.В. Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 2) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 3(60) – 2004. – 32 с.; Потоплены и забыты: сборник ("Забытый богами флот" - У.Уинслоу; "Голландский флот во Второй мировой войне" - А.Крозе) - М.: АСТ: Ермак, 2005.- 622 с.; Роско, Т. Сильнее «божественного ветра». Эсминцы США: война на Тихом океане / Т.Роско; перевод с англ. А. Больных.– М.: ООО «Изд-во АСТ», ОАО «Люкс», 2005. – 784 с.; Тарас А.Е. Вторая мировая война на море /А.Е.Тарас.- Мн.: Харвест, 2003. - 640 с. ; Шишов, А.А.Эскадренные миноносцы США 1916-1922. Часть 1./ сост.А.А.Шишов.- СПб.: Изд-во «Крепость», 2001. – 256 с.

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: