За искромётной иронией и блистательным сарказмом повествований о событиях на Плоском мире теряются и отходят в тень финансовые аспекты его жизни. Вытащим же их за ушко да на солнышко.
Пратчетт очень тщателен в описаниях экономических реалий, не смотря на саркастический фон повествования. Например, в романе «Правда» он очень чётко и точно показывает финансовую основу прессы, как печатный тираж удешевил стоимость одного экземпляра, но дал возможность заработать больше на круг. Более того, в романе сэр Терри осуществил древнюю мечту алхимиков о превращении свинца в золото, пусть и не совсем в той форме, какую они чаяли.
Сибилла Овнец, ставшая женой командора Сэма Ваймса, проявляет недюжинную деловую хватку, заключая выгоднейшие контракты о поставках в Анк-Морпорк шмальца и иных полезных ископаемых.
А как описано функционирование малого и среднего бизнеса в Анк-Морпорке и взимание налогов (точнее, отсутствие оного)! Позолоченные доллары – отдельное удовольствие. А отсутствие серебряных денег в Убервальде, где водятся вампиры и оборотни?
Но истинное удовольствие для того, кто немножко понимает в экономике и финансах – это трилогия о Мокрице фон Липвиге. Например, в «Опочтарении/Держи марку!» ставится на уши теория о том, что государство является неэффективным собственником в отличие от частника: по итогам соревнования государственный Почтамт побивает частные клик-башни. Правда, с обеих сторон были мошенники и выжиги, так что, возможно это не в счёт.
А как шикарно описано размывание доли мажоритарных акционеров с дальнейшим рейдерским захватом корпорации! Нашлось место и закулисным, безликим Финансам, которые, правда, действуют во благо, а не во вред, как им обычно приписывают. А попугай Хвата Позолота, кричащий «Двенадцать с половиной процентов!» явно родственник попугаю капитана Флинта с его криком «Пиастры! Пиастры!».
Весьма остроумно описано изобретение бумажных денег Мокрицем фон Липвигом в романе «Делай деньги!» и его попытка отвязать валюту от золотого стандарта (пусть и неудачную). А прибор с водой, показывающий ситуацию в городских финансах? Тут не все улавливают тонкую аллюзию на англоязычный термин «кэш флоу» - то есть, «денежный поток». Вода течёт и деньги текут (желательно, чтобы рекой). Что касается золотого стандарта, может, оно и к лучшему, что Липвигу не удалось его побороть – иначе исчез бы смысл жизни у целого народа, гномов. Ибо они были буквально помешаны на золоте.
К слову, золотой (точнее – позолоченный) доллар Анк-Морпорка выступает в качестве мировой резервной валюты, хотя у каждого государства, существующего на Плоском мире, есть собственная валюта, но её курс определяется по отношению к анк-морпоркскому доллару. И он везде принимается в качестве платёжного средства.
В принципе, можно ещё долго перечислять все особенности и шутки, связанные с финансами Плоского мира. Это и пенсионный план для орды Коэна-варвара и вечно предприимчивый Себя-Режу-Без-Ножа Достабль и банковская система, и аудиторы, и модная индустрия…
Константин Барановский