Начиная с конца 1950-х годов, западные страны были оснащены 105-мм нарезными танковыми пушками L7, которые стреляли APDS (подкалиберный снаряд) - мощным снарядом, эффективно пробивающим броню основного танка Советского Союза Т-54/55 в то время.
Советские Т-54/55, оснащенные танковыми пушками серии Д-10Т, не имели APDS боеприпасов и не могли эффективно противостоять потоку танков М48 на Западе в то время.
Перед лицом все более отстающей по боевой мощи ситуации с танком Т-54/55, советские военные выдвинули необходимость разработки нового основного танка, который превзошёл характеристики нынешнего. Поэтому в 1951 году советские военные привлекли к разработке Александра Александровича Морозова - главного конструктора танков серии Т-54, в качестве руководителя конструкторской группы “КБ-60М” для создания нового проекта.
В 1953 году после первоначальной проверки прототипа Советский Союз официально дал проекту официальное название - "Т-64". 2 апреля 1954 года Морозов получил указание начать разработку опытного образца танка Т-64 под названием ”Объект 430».
Вооружение
Объект 430 был оснащен 100-мм нарезной пушкой Д-54ТС (вариант с двухплоскостным стабилизатором «Молния» устанавливался в опытные средние танки Объект 139, 140 и 430. На втором образце Объект 140, а также на опытном танке Объект 142, пушка снабжалась двухплоскостным стабилизатором «Вьюга») с боекомплектом в 50 снарядов. Вторичным вооружением был тяжелый зенитный пулемет КПВТ калибра 14,5 мм и средний пулемет СГ-43 калибра 7,62 мм. В то же время, с целью повышения точности танка в ночное время, конструктор также встроил оптический прицел ночного видения.
Конструкция
Объект 430 в форме конструкции Советского Союза всегда имел плоскую форму - центральное расположение башни. Хотя эта компоновка уменьшала заметность машины и повышала живучесть машины, но в то же время ограничивала ее собственный УВН, что не способствовало в бою в горной/холмистой местности.
Корпус выполнен из катаной брони, толщина лобовой брони корпуса 120 мм (наклон 60 градусов), бортовая часть корпуса 50 мм (наклон 50 градусов). Передняя часть башни достигла толщины в 248 мм, что было достаточно, чтобы выдержать снаряд 100-мм орудия с расстояния в 1 километр.
Двигатель и ходовая
Советские конструкторы предусматривали установку мощных танковых двигателей в ограниченном пространстве кузова. Таким образом, Объект 430 в конечном итоге был оснащен 580-сильным двигателем 5ТД, Н-образным дизельным двигателем с водяным охлаждением, двухтактным горизонтально противоположным, с турбонаддувом 4ТПД. Горизонтальная центровка двигателя для компенсации несбалансированного крутящего момента в сочетании с конструкцией малого объема и высокой скоростью не только в 1,5 раза превышает частоту вращения двигателя V-54, но и эффективно снимает усталость двигателя.
Этот двигатель также из-за горизонтальной противоположной компоновки, силового отсека кузова и общей высоты, может быть дополнительно уменьшен. А из-за использования коробки передач небольшого размера вместо центральной коробки передач и бокового редуктора при ограничении веса в 36 тонн, объем силового отсека уменьшается до 2,6 кубических метров. Все пространство танка также поддерживается на уровне 10 кубических метров.
В Объекте 430 используется укороченная независимая торсионная подвеска и алюминиевое несущий каток со встроенными цилиндрическими амортизаторами. Цель заключается в облегчении мобильных устройств, лишний вес которых ориентирован на защиту. Серия мер по снижению веса также обеспечила проекту 430 максимальную скорость до 55 км/ч и протяженность хода танка без заправки до 600 км.
Последующие События
После военных исследований и обсуждений было установлено, что Объект 430 не имеет очевидных преимуществ перед средним танком Т-54/55. В тоже время Объекты 165 и 166 (Т-62 и Т-62А), разработанные другими конструкторскими бюро, также были успешно испытаны и их преимущество перед Объектом 430 заключалось в том, что они имели те же детали и компоненты, что и Т-54/55. Затраты на обучение персонала и затраты на модернизацию ниже, ведь было большое количество резервов танков Т-54/55, а пересобрать их в новые танки было менее затратно.
17 февраля 1961 года Советский Союз быстро принял решение о приостановлении программы разработки Объекта 430. Первоначальное название «Т-64» также распространилось на более поздний Объект 432. Новый Объект опирался на опыт создания Объекта 430 и других проектов, рождение более позднего реально существующего среднего танка Т-64.
Спасибо за внимание!