Найти тему
Исторические напёрстки

Победа христианской доктрины: как бесчеловечный Яхве заставил верить себе?

Оглавление

Продолжаем колупать проблему, которая спать спокойно мешает многим теологам и исследователям древних религий. Почему еврейский бог Яхве смог одолеть в мировой истории многобожие и прочие языческие культы. Подсказал идею христианства и ислама. Сделал монотеистические религии победителями в новое время. В наших широтах, во всяком случае, Восток пока оставим за скобками…

Справка.

Имеем: древнееврейские племена конца II тысячелетия до н.э. на территории Палестины. Это были примитивные сообщества родового строя, в стадии его разложения. К концу XI века до н.э. у древних евреев получается создать первое протогосударственное образование. Век спустя, при царях Давиде и Соломоне это уже почти государство, причем переживающее период расцвета. Не собственными талантами, кстати, результат был достигнут.

Еврейский народ приподнялся за счёт… упадка других цивилизаций. Их могущественные соседи (Египет, Ассирия, Вавилон и Хеттское царство) впали в кризисы, прекратили внешние экспансии, погрузились в изоляционизм и междоусобицы. Вскоре после смерти царя Соломона древнееврейское царство развалилось на два: Иуда (или Иудея) и Израиль. Ещё целый век они существовали вполне себе счастливо, то воюя друг с другом, то обнимаясь нежно в союзе.

Именно так древние евреи могли противостоять небольшим царствам, типа Моава, Эдома, Аммона и Дамаска. Но уже в конце IX века воспрянул Египет, на северо-востоке засверкали грозы нового взлета Ассирии. Которая неспешно, почти сотню лет, переварила все мелкие государства Сирии и Палестины. Борьба евреев была, но безуспешная. В 722 году до н.э. закатилась звезда независимости Израиля, северного Царства. Ассирийский царь Саргон II увёл всё население в плен, в Северную Месопотамию. Там бедолаги сгинули в ассимиляционных процессах.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Южное царство Иудея судьбу соседа должно было повторить, пав под натиском нового хозяина Ближнего Востока — Вавилона. Значительная часть населения была уведена в «вавилонский плен», где с 586 по 538 год горе мыкало. Получив «увольнительную» от персидского царя Кира, в благодарность за неоценимую помощь в завоевании Вавилона.

Классовая борьба?

Если послушать древнееврейского пророка Амоса, то именно в эти времена… назрела некая революционная ситуация в обществе. Непонятно, по каким именно границам произошло имущественное и классовое расслоение, но оно было великим. Падение Северного Царства (Израиля) было растолковано социальными проблемами.

«Марксист» Амос с яростью обрушивался на богачей, которые измываются над бедняками. За любое свое движение в общинах требуют хлеб, подарки, даже женщин в кратковременное пользование. В суды против бедняков ходят совершенно спокойно, уверенные в своей победе. Пророк Михей (еще один рЭволюционер) точно описал веком позже эти злодеяния:

«Пожелают полей и берут их силой, домов — и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие».

Добавились проблемы внешней политики. Оба царства стали проигрывать одну войну за другой, тяжкая дань ассирийцам легла на простой люд. Богатые же становились ещё состоятельнее. Эти испытания как-то отразились на религии? Конечно. Если на ранних этапах истории, евреи поклонялись множеству духов и богов конкретных территорий («баалимам» — «владельцам»)… то закончилось всё безоговорочным авторитетом третьесортного божка по имени Яхве.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Как-то сформировалось представление о кровном родстве между Богом и «народом». Потом это развилось в идею «берита» (завета или союза между Израилем и Яхве). Вторую высокую договаривающуюся сторону представляли Патриархи еврейского народа, пророки. Удивительно, что речь сразу пошла о заключении полноценного Договора.

Обе стороны взяли на себя определенные обязательства. Яхве — оказывать волшебную помощь. Патриархи (через потомков) — считать Яхве единственным своим богом. С небывалыми преференциями в верности и поклонении. Был переходный этап «выделения» Яхве. Он поначалу равнодушно смотрел на других соперников. Назвав себя только «богом Израиля». Признавая право других народов кланяться «коллегам».

Кемош был богом соседних с евреями — моавитян, Милком — аммонитян, Ашшур — ассирийцев и т.д. … Но как-то появилась чёткая граница: те были «чужие боги». Яхве же… свой, собственный. Самый могущественный. Это трудно укладывается в логику древних верований. Когда беды народа отвращают его от божества-неудачника, заставляют посматривать в сторону более оборотистых небожителей.

Непонятно откуда в еврейских верованиях стал главенствовать искаженный и коллективный характер отношения к божеству. Ладно бы так… но ведь совершенно определённо наметился принцип «коллективной ответственности». За грех одного члена общины (малой группы) — перед строгим Яхве нёс ответственность весь народ. Первым доставалось близким родичам: родители — терпели за грехи детей, дети — за грехи родителей. И так «до третьего и четвертого рода».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

С точки зрения родового строя и кровной мести — всё правильно, никаких вопросов. Однако Яхве всегда и всюду переходил привычные границы, делал это грубо и бесчеловечно. Многое невозможно объяснить этическими мотивами. С любой стороны — полная аморальщина. В извращенной форме иногда. Придавлено всё отсутствием причинно-следственных связей. Бог Яхве… непонятно за что мог горячо возлюбить неприметного человечишку, даже аморального типа. Осыпать его чудесами и благословениями.

Столь же беспричинно (или по тяжелому психиатрическому мотиву) — воспылать лютой злобой, ненавистью, разгневаться. Это, кстати, куда чаще случалось, чем «одобрительное поведение». Эпитеты соответствующие тоже присутствуют постоянно: «грозный», «гневный», «карающий», «ревнивый» и проч. Ладно, повод для гнева бывал иногда. Непослушание людей (Адам и Ева). Дерзновенная гордыня (Вавилонская Башня). Прямое нарушение бесчисленных запретов.

Но карающая длань Яхве слишком тяжка всегда. Несоразмерность наказания чудовищна. Наслать величайшие бедствия, даже совсем без вины со стороны людей? Нет проблем! Ладно бы чужаков гнобил, так своим больнее поддавал ведь. Чума на филистимлян, которые захватили святыню «ковчег Яхве», — это понятно. Но умертвить 50 070 израильтян за любопытство? За то, что в этот «ковчег» просто заглянули? Это что-то за гранью. Древних верований — тем более.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Против чего

тогда строилась столь странная религия? Это с учётом одного фактора, обязательного для всех верований тех тысячелетий. Ещё до «вавилонского плена», в его времена и возвращении из уютных концлагерей берегов Евфрата… еврейской религии был чужд дуализм иранского типа. Когда верховному доброму и светлому божеству (Ахурамазде) противостоит независимый верховный злой бог (Анхра-Майнью). Силы их уравновешены. Человеческий выбор может склонить чашу весов в любую сторону.

В древнееврейской религии очень поздно появляется идея о «Сатане». Это «противник и наветник». В IV веке до н.э. он один из ближников Яхве, его подчинённый «ангел». От всех остальных отличается лишь должностью обвинителя в небесном суде. Только I веке до нашей эры в апокрифических «Книге Юбилеев» и «Заветах двенадцати патриархов» — Сатана просто вырос неимоверно… Став главнокомандующим невидимых сил, враждебных Богу. Имея инструментарий Творца, способный устраивать природные катаклизмы. Повелевать душами «искушённых им людей».

В одном из первых преданий о царе Давиде сказано: Яхве сперва «возбудил Давида» произвести исчисление своих подданных, затем за этот «грех» наслал на евреев моровую язву, уничтожил семьдесят тысяч человек (2-ая Книга Царств). Давид и народ были явно озадачены… Они не в чём не провинились, лишь следовали «божьему промыслу и желанию». Не угадали с системой переписи? Ну-ну… В более позднем варианте сюжет рассказан иначе:

«И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян».

Вот это понятно, это по-нашему. Сатана. Разве может добрый и милосердный Бог устроить такую дичь по своей прихоти? Нет. Вот почему поздний автор поправил своего древнего коллегу. Который явно «ошибся».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Загадка пророков.

Это не фигура речи, а действительно загадка ранней еврейской теологии. Где исключительную роль играют особые люди. Пророки Яхве. Сам институт пророческого движения — тайна тайн. Но его социальное и идеологическое влияние трудно осмысливать. Нет, с позиций рационализма и даже марксизма можно согласиться: пророки стали выразителями чаяний народных масс. Но тут проблема в полный рост. Быть уничтожаемыми раз за разом собственным «личным божеством»? Таково было тайное желание еврейского социума?

Или же происходили какие-то тектонические исторические события, которые заставляли целый народ вырабатывать новую систему религиозных идей? Странную со стороны, против всяких правил разума. Иначе, зачем с таким маниакальным упорством обосновывать позиции своего бога, в верованиях тех веков — слабосильного и второразрядного.

Проверим немного историей. Обстановка VIII-VII веков до н.э. была для евреев крайне неблагоприятной. Но появились пророки, которые стали покруче ещё кашу заваривать. Предрекать близкую и неотвратимую гибель Израиля. Тут не нужно было обладать сверхъестественной прозорливостью, катастрофа уже почти свершилась. Соседи в силу вошли, их рынки рабов требовали своего товара.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Пророки рисуют страшные бедствия в своих проповедях, предупреждают о нашествии иноземного народа. Ассирия или Вавилон — без разницы. Запылают города Израиля, храмы падут, многие люди погибнут, оставшихся ждет далекий плен и рабство. Но Яхве пообещал, что в неопределённом будущем… он сжалится над своим народом, вернёт на родину. Именно в этот день наступит Царствие Его. Мира, достатка, правды и счастья. Под дланью царя, отпрыска от корня Давидова.

Такова суть любой религии — давать верующему лучик надежды во мраке бедствий. Хотя иллюзия чистой воды, думается. Как решить простейшую проблему: объяснить напуганному стаду, что шанс на их личное выживание — мизерный, но вот потомки заживут, как мыши в круге сыра.

Попутно обосновать нужно: бог Яхве обязательно допустит унижение и гибель своего народа. Невзирая на всякие заветы и договоры с Патриархами. Но потом… может быть… когда-нибудь… если звезды сойдутся… смилуется. Это так может работать? На себя примерьте.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Оправдание для Яхве.

Его нужно было придумать пророкам. Начиная с VIII века до н.э., древнееврейские государства оказались — как жаба под бороной. Египет и Ассирия (позже Вавилон и Персия) включают их в сферу своих не очень вегетарианских интересов. Потом загоняют насильственно в состав империй. Но своих богов не навязывают, в голову даже такое придти не может им.

Яхве в верованиях должен как-то трансформироваться, так ведь? Приобрести какие-то новые черты. Не узкие и сугубо национальные. А вот тут проблема главная кроется. Впрочем, как и отгадка может быть. Единственное, на чем Яхве мог выжить, — универсализм и нравственно-этическое совершенство. Только эти качества могут как-то возвысить его над пантеонами жуть как прагматичных и справедливых в мелочах богов.

Так в высказываниях пророка Амоса (VIII век до н.э.), Осии и Исайи (в VII век до н.э.) появляется тема … милосердия. За просто так. Не только евреям. Всем остальным народам тоже может перепасть милости Яхве. Пророк Амос предрекает Израилю страшные беды.

«Израиль непременно выведен будет (пленным) из земли своей».

Но Бог прав. Не правы те, кто сомневается в его могуществе, упрекает в неверности своему народу. По секрету он сообщает пророкам, что вполне так себе над всем миром властвует. Имеет попечение над другими народами.

«Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира?». (Книга пророка Амоса)

Яхве становится очень геополитически раздраженным и гневливым. Тиранить начинает не только свой народ. Беспокоится за любую несправедливость мировую. Да, есть грехи самого Израиля. Но злодеяния какого-то далекого Моава без внимания не останутся.

«За… преступления Моава… не пощажу его, потому что он пережёг кости царя Едомского в известь».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Какое дело Яхве до проделок чужого божка в отношении чужих народов? Ан, нет. Идея крайне революционная и необычная. Выходит за компетенцию племенного идола. Пророк Амос не отрицает исключительного положения «народа Израиля». Но переворачивает всё с ног на голову, вводя в теологию совсем незнакомое раньше понятие устами Яхве:

«Только вас признал Я из всех племён земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши».

Само собой, «беззакония» списком прилагаются. Израиль — неверная жена, изменяла Яхве с чужими богами. Это самый страшный грех. Потом пророки упирают на социальную несправедливость. Где богачи и знать покупают справедливость в судах.

«Не пощажу Израиль, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий».

Развитие доктрины можно увидеть в «Книге Исайи». Акценты там ещё раз смещаются. Яхве, уже в первом видении, предстаёт немыслимо важным небожителем. В окружении сонма придворных захребетников. Он суверенный владыка вообще всех племён и народов. Даже поработителям евреев (ассирийцам) дает поручение покрепче вразумлять неразумное свое стадо. Потому как они «жезл его гнева». Но ассирийского Ашшура он уничтожит только при условии, ежели тот «возгордится».

«...ибо Яхве награждает смиренных и посрамляет надменных. Израиль же оказался народом мятежным».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы.

Не знаю, как такая дичь могла работать. Честное слово, хотя «напёрстки» предположений полны. Но попробую сначала те, которые Читатель поднесёт. Ведь нельзя же верить свято в такое!

Книги пророков Иезекииля и Иеремии просто истекают отчаянием и упадком духа. Который поразил тех, кто попал в «плен вавилонский». Жизнь немногих, кто остался в Иудее, была как бы не хуже. Даже старейшины в глухом отчаянии: «Не видит нас Яхве, оставил землю сию».

Вот тут верю. Поскольку среди евреев начинает процветать полная безнадега и неверие в Яхве. Широко распространился месопотамский культ богини Неба Иштари и финикийского Таммуза-Адониса. К этой эпохе относится проповедь еще одного неизвестного пророка (Второ-Исайи). Именно он возвышает горький и наболевший вопрос: как Яхве допустил, чтобы его избранный народ лишился родины, был рассеян среди враждебных языческих народов?

Но ответ был получен. Опять в виде новой теологической идеи. «Вавилонское пленение» — это наказание за прошлые грехи… лишь отчасти. Главная причина совсем другая. Яхве (оказывается) возложил на Израиль особую и великую миссию: стать «светом для народов». Должен нести слово Его не знающим истинного Бога «до краёв земли».

Простите… В это можно верить? В какую-то великую и почётную миссию, которую тебе (рабу ничтожному) Яхве доверил? Только потому, что предал тебя не раз, назначил неведомо сколько ещё терпеть унижение? Чтобы когда-то потом неведомый Израиль получил великую награду? Яхве возвеличит его над всеми народами, самолично отомстит мучителям полною мерою, заставит испить чашу страданий… Народы принесут Израилю свои богатства, притеснители упьются собственною кровью? Не знаю, но какая-то несуразица внешняя. Почитаю комментарии…

Продолжение обязательно будет…

-11

Читайте по теме: