В последнее время в нашу жизнь стремительно вошло понятие информационная война, иногда говорят информационная-психологическая война. Явление это многоаспектное, изучают его ученые разных специальностей: политологи, историки, философы, правоведы, социологи и, конечно, лингвисты.
Сейчас не обязательно вторгаться в чужую страну с танками, жертвовать жизнями своих сограждан, чтобы принудить эту страну действовать в ваших интересах. Достаточно убедить часть граждан этой страны, что вы ее добрые друзья, и знаете, как надо жить, и вы сами вообще образец идеального мироустройства, поэтому покажете, в какую сторону нужно шагать и под каким флагом. А если кому-то не нравится, его можно подкупить или запугать, убить в конце концов. И очень скоро убежденные передовые деятели сами устроят там смещение режима (кровавое или нет – вам-то какая разница? вы в безопасности), а потом по доброй воле или по вашему велению будут делать то, что вам выгодно.
Одно из самых эффективных средств воздействия на общественное сознание - манипулирование языком. Наивно думать, что языковая ситуация в современном мире складывается стихийно.
Продвижение английского языка было запланировано, запрограммированно и обеспечено материально: кто-то же оплачивал первые учебники, языковые курсы и тому подобное. Китайский вот не становится общемировым языком, потому что сам Китай не заинтересован в его продвижении. Пока.
Русский так же планомерно выдавливался и выдавливается из постсоветского пространства. Вы слыхали, наверное, выражение «Язык – это средство влияния». Вот и борются с русским языком настойчиво и неуклонно. Как у нас говорится, не мытьем, так катаньем. Если посмотреть шире, то бьются не только с русским языком, а со всем русским. Тут тысячу лет была общая религия, даже от нее отвернулись – тысячелетнюю общую память похерили! А есть еще русская культура, наука, от которых тоже нужно как можно быстрее отказаться.
Очень полезно для разрушения государственности в многонациональных странах (а таких в наше время – большинство) объявить какие-то языки обиженными. Их-де притесняли (или притесняют), им, значит, не дают тех же прав, что основному государственному языку: книги не издают, на телевидении не используют, в университетах на нем не учатся, в армии его не применяют. В жизни такие запросы невозможно реализовать. Но эффект пошел: обидели язык – обидели народ. А следующий этап: а не отделиться ли нам? Только маленькая страна в наше время сама не выживет, все равно попадет под чей-то патронат, но это уже за кадром.
Есть обиженный, значит должен быть обидевший, логично? Дальше пошли создавать образ врага. Тут много приемов есть и еще можно придумать. Главное, вспоминать только плохое из общего прошлого, а хорошее ни в коем случае не вспоминать, если не получается это хорошее преподнести в черном цвете.
Языковая политика – это одно из средств информационной войны. Но и сам язык – это средство, влияющее на сознание, в том числе на массовое сознание. Отдельные ученые разрабатывают, например, критерии, по которым можно определить, что некое речевое произведение по сути является информационно-психологическим оружием.
Выделяют лингвисты и три уровня информационно-психологической войны: стратегический, оперативный и тактический. Стратегические решения принимает высшее руководство страны, а оперативные и тактические решения принимают на местах. Язык на этих уровнях тоже различается. И языковая политика – это инструмент стратегического уровня информационной войны.
Очень много научных работ, в которых проводится анализ методов, приемов информационной войны, и такие приемы относятся в большинстве случаев к оперативному и тактическому уровням, ближе к людям, так сказать. Широко входят в практику ученых-лингвистов такие понятия как речевое воздействие, речевая агрессия, речевая манипуляция, языковая демагогия и др.
Изучают лингвисты и другие аспекты информационной войны.
Например, появился хороший современный термин - «мишень информационно-психологической войны». Средний человек, не очень образованный, да, честно говоря, и не очень умный легко становится такой мишенью. А иной раз и умный – если он подлый, продажный или трусливый, а еще не верный своим отцам и дедам.
Информационные войны из века велись (только называлось это агитация и пропаганда), особенно в эпоху холодной войны, а в наше время стали очень эффективными, очень острыми благодаря чему? Правильно, интернету. Есть мнение, что его, сам интернет, и создавали в свое время, чтобы контролировать общественное сознание. И агентов, не всегда даже понимающих это, в интернете полно: блогеры, хакеры, тролли и прочая живность. К коей и я отношусь. Я ни за кого не агитирую, стараюсь быть вне политики, но за русский язык мне обидно.