Вот самой интересно, кому я собралась об этом рассказывать? Половина читающих в Египте "была, видела, знает", половине не сдался ни Египет, ни суфизм, ни мужские юбки. Впрочем, про суфизм в Египте и мне сказать особенно нечего — слишком далека я и от одного, и от другого. Зато про мужские юбки весом 8-12 килограмм — могу. И даже показать могу, что под этими юбками у египетских мужчин.
Ну да, "банталун" - штаны по-арабски. И, ну да, от тех самых панталон. Вы же не ждали в приличном блоге чего-то иного?))
А теперь серьёзно и по порядку:
1. Изначально был ислам. Даденный от Аллаха Пророку Мухаммеду через ангела Джабраила.
2. Спустя примерно семь веков персидскому поэту и суфийскому шейху Джаляляддину Руми в стуке молотков, которыми работали на рынке золотых дел мастера, послышались слова шахады (вы наверняка знаете про "нет Бога, кроме Аллаха…").
Почему после "слуховой галлюцинации" Джаляляддин развёл руки в стороны и начал кружиться вокруг своей оси, история умалчивает. Вот закружился и все, а потом уже под этот танец соорудил религиозную подложку: кружение против часовой стрелки символизирует ритуальный обход Каабы в Мекке во время совершения хаджа. И вообще, каждое положение рук и тела танцора, транс, в который он впадает в итоге, несут смысл, религиозный и философский.
Не буду грузить вас этими смыслами и терминами, скажу лишь, что из этого танца и учения Руми возникла, по сути, исламская секта — суфийское братство Маулавийя, получившее распространение по всей Оттоманской империи.
3. Египет, наши дни. Страна — символ массового туризма, "любого желания за ваши деньги". Еда, напитки, пляж, развлечения. Больше развлечений! Зрелищнее, пожалуйста!
И вот танец-молитва, ставший на египетской земле танурой — танцем с юбками, превращается из молитвы в фольклор. Красивым действом, завораживающим, все ещё несущим в себе элементы древней философии, родившейся в недрах ислама, но вряд ли кого-то из зрителей этим интересующим. Главное — зрелище, яркое, удивительное, но просто зрелище.
Мужской танец, несколько юбок весом в те самые 8-12 килограммов каждая, иллюзия лёгкости их вращения, почти фокусы с бубнами-тарелками… Свёрнутое из юбки и убаюканное "дитя", патриотизм национального флага — все здорово, очаровательно и красиво. Пока кто-то опять не начнёт объяснять, мол, танец берет начало из суфийского учения (рукалицо, да).
4. А теперь спросите меня, какого русского лешего я взялась писать о танце страны, в которой была однажды всего два часа и которую любить пока не планирую? А вот!
Это не Египет. Это Иордания, курортная Акаба, последняя доковидная зима. Жизнь бурлит, туристов все больше, надежды на будущее все крепче. Больше коммерции, строим новые моллы, открываем лавки, кафе, рестораны, кальянные. И 1001-ю (или 1101-ю) шаурмачную. Видимо, с египетскими корнями. Открываем весело, радуем публику, зазываем на древний танец. Ну и что, что не самая чистая, так сказать, арабская улица? Суфии?Дервиши? Ислам? Да, ладно, шаурма!
... Странный, кривой путь из веры и религии в увеселение непочтенной публики. Наглядная картина того, как попытки улучшить краеугольные камни религий — Тору, Библию, Коран — низводят веру до ритуала и просто фольклора. При этом благородство идей "улучшателя" имеет не такое уж большое значение, ведь сам он неизбежно уйдёт, а единожды изменённое Слово так и покатится вниз…