Найти в Дзене

Несколько интересных психологических тестов для детей от 5-6 лет (самоконтроль, самооценка, отношения в семье)

Оглавление

Знаю, что многие люди специфически относятся к психологическим тестам. И в принципе правильно делают - многие тесты это всего лишь инструмент, с которым ещё надо уметь обращаться и правильно истолковывать. Но всё равно их бывает интересно проходить и просто для веселья.

Мне нравятся проективные методики - они хороши в отношении детей (не требуется каких-то особых знаний) и того, что тут невозможно предугадать правильный/неправильный ответ - то есть, человек в них невольно показывает то, что есть на самом деле.

Чаще всего их используют для определения самооценки, отношений ребенка с окружающими, наличия тревожности и пр. Сегодня я покажу вам несколько таких тестов и напишу как их толковать. Прошу отнестись к любым результатам спокойно. Чтобы делать какие-то выводы, надо понимать, что тесты рассчитаны на детей старше 5 лет и убедиться, что ребёнок точно понял их условия. Кроме того, результаты приблизительны, поэтому к ним не надо относиться как к диагнозу.

Тест самоконтроля и произвольности

Его иногда включают в диагностику готовности к школе - хорошо отражает развитость эмоционально-волевой сферы. Сразу скажу, что в 5 лет результаты могут быть ещё не очень, хотя некоторые дети с ним уже могут справиться, но чаще справляются 6-7-летки.

Ребёнку показывают серию картинок (карусель ниже листается):

После чего просят описать, что на них происходит, в чем причина событий, как бы поступил он.

Если в неудачах персонажей "виноваты" скамейка, лейка и прочие вещи, то это отражает то, что малыш пока до конца не осознаёт причинно-следственные связи некоторых событий, некритичен к своим действиям и с высокой долей вероятности, столкнувшись с трудностями, откажется проявлять волевые усилия, так как от него якобы ничего не зависит. В школе у таких детей, скажем, в некрасивых прописях "виноваты" карандаши и тетрадка, но не он сам, считавший ворон.

Хорошим знаком будет понимание со стороны ребёнка того, что именно персонажи ошиблись, например, мальчик с 1-ой картинки перецепился через скамейку потому, что "был невнимательным". Также хорошо, когда ребенок дает советы, адекватные ситуации, допустим, мальчику на 4-ой картинке надо потренироваться или девочке на 2-ой набрать меньше воды в лейку.

Ребёнок может давать и двойственные ответы. Например, девочке на 3-ей картинке не помешало бы попросить помощи у взрослых или подрасти, но в то же время качеля не очень хорошая - её кто-то сделал слишком высокой для малышей. Такой подход говорит не только об умении понимать причинно-следственные связи событий и регулировать свое поведение в связи с ними, но и о способности видеть ситуацию с нескольких сторон.

Методика "Лесенка"

Часто используется для определения адекватности самооценки у ребёнка и того, каким он видит отношение к нему других людей.

Предъявляется такая картинка:

методика "Лесенка"
методика "Лесенка"

Тестирующий, показывая на первую ступеньку (но не называя вслух её номер!), говорит, что, если бы можно было всех детей расставить на лестнице, то тут стояли бы самые-самые лучшие дети. Показывая на 2-3 ступеньку: "А тут были бы хорошие ребята", на 4-ую: "Ни хорошие, ни плохие - средние", на 5-6-ую: "Плохие", а на 7-ой "Самые-самые плохие". Потом спрашивает: "Куда поставил бы себя ты?"

Нормальным вариантом является выставить себя на 2-3 ступеньки.

2-3 ступенька - это дозревшая, адекватная самооценка. Ребенок хорошо, но без лишней самовлюблённости, оценивает себя и свои поступки.

1-ая ступенька тоже хорошо, но только для детей до 7-8 лет - для них ещё нормально иметь завышенную самооценку.

Всё, что ниже, говорит о заниженной самооценке. Чем ниже будет ступенька, на которую поставил себя ребенок, тем большее давление он чувствует и тем сильнее негативно себя оценивает. Тут полезно расспросить его что не так, почему он решил встать именно сюда.

Кроме того, лесенка может использоваться для понимания того, как ребёнок видит к нему отношение других людей. Можно спросить: "А куда бы тебя поставила мама?", "А куда папа?", "А куда воспитатели?". Если, например, с условием "Папа" ребёнок ставит себя вниз, то обычно это значит, что этот взрослый видится как требовательный и давящий (тем сильнее, чем ниже на лестнице себя располагает ребенок).

Методика "Рисунок семьи"

Думаю, много кто слышал про то, что можно попросить ребёнка нарисовать всю семью на листе бумаги и на базе этого получить примерное понимание того, как он относится к тому или иному человеку в ней.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Эта методика хороша тем, что даже на этапе рисования "головоногов" (первых человечков, которые обычно появляются на листе в 3-3,5 года), уже многое понятно. Но всё же лучше использовать её в 5+ лет - ответ будет более подробным, поскольку у ребенка будут достаточно развитые навыки рисования - он сможет изображать разные детали, использовать те цвета, которые правда хочет. Например, многие дети до 5 лет рисуют черным и темно-синим потому, что эти цвета лучше видно на белой бумаге. Из-за этого взрослые иногда ошибочно делают далеко идущие выводы про депрессии и прочее, хотя по факту этого может и не быть.

В этом тесте много параметров для оценки и его хорошо проводить под руководством грамотного и опытного психолога, но приблизительную картину вы можете составить сами по следующим критериям:

  • Состав семьи. Если все на месте, то у малыша хорошие отношения со всеми членами семьи.

Если кого-то не хватает, то или он не занимает весомого места в жизни ребенка, или отношения на данные момент испорчены. При этом ребенок может как прямо сказать: "Я не хотел рисовать маму - она ругается", так и завуалированные вещи типа: "Она пошла в магазин".

С сестрами/братьями чуть другая картина. Ребёнок может их любить и на данный момент с ними не конфликтовать, но на рисунке может хотеть быть как бы единственным в семье - так он в своём творчестве "монополизирует" родительскую любовь.

  • Размер - кто выше, тот, по мнению ребенка, сильнее и влиятельнее. Кто ниже - у того меньше весомости.

На этот параметр иногда обижаются взрослые, особенно соперничающие друг с другом за любовь малыша. Но на самом деле тут надо трезво подходить к оценке. Дети, как правило, рисуют большими тех взрослых, которые проводят с ними много времени, решают их проблемы, защищают и заботятся о них. Это нормально. Но вот варианты, когда мама 3-метрового роста рядом с лилипутами детьми/мужем, обычно не повод для гордости - они могут значить, что мама весит не просто много, а слишком много, и даже, возможно, подавляет собой других.

Хороший знак, когда все примерно одинакового роста или с небольшими вариациями - ребенок считает, что в семье сбалансированные отношения.

  • Количество деталей и очередность - самый весомый член семьи обычно рисуется в первую очередь и имеет больше всего деталей, особенно в области головы.

Голова очень важна - как я уже писала выше, даже у трехлетних малышей в рисунке человека она появляется одной из первых. Но поначалу может быть много пропусков черт лица. Тем не менее, в возрасте старше 5 лет дети в отсутствие аутизма, как правило, уже не пропускают "неважных" деталей типа носа, глаз, рта. Но могут "вредничать": не дорисовывать что-то или вообще заштриховывать лицо членам семьи, с которыми у них складываются непростые отношения. При этом остальные могут быть нарисованы весьма подробно.

Детальность имеет весомое значение - значит человек по-настоящему важен для ребёнка, но надо учитывать и то, что не все детали хороши. Например, зубы - признак словесной агрессии со стороны того, кому он принадлежат, а гипертрофированные руки говорят про властность и ту же агрессию, но не словесного, а физического плана.

Спасибо что читаете меня!

Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

На картинке тест на эмпатию, который не могут пройти 80% аутистов. А вы сможете?

О том, почему аутистам сложно общаться и чем можно здесь помочь

Детская игра отражение правильного развития психики и частая причина того, почему ребёнок "не видит" других детей