Найти тему
Все о танках

"Т-10" или "ИС-8" последний тяжелый серийный танк послевоенного поколения

Оглавление

T-10 (индекс ГАБТУ на стадии разработки и испытаний — Объект 730, первоначальное наименование — ИС-5, в 19521953 годах переименован в ИС-828 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10) — советский тяжёлый танк. Последний (десятый по счёту), наиболее совершенный советский серийный тяжёлый танк послевоенного поколения. Производился серийно в 19541966 гг. Состоял на вооружении Советской армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже ВС России только в 1993 году.

Несмотря на то, что в некоторых источниках танку Т-10 приписываются названия на финальных стадиях испытаний ИС-9 и ИС-10, эти обозначения ему на самом деле не присваивались. Обозначение Т-10 было дано исходя из того, что ИС-8 — десятый по счёту принятый на вооружение Советской Армии серийный тяжёлый танк.

Броневой корпус и башня

-2
-3

Корпус сваривался из катаных и штампованых броневых плит. Танк с рациональными углами наклона брони, лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос». Угол наклона верхней лобовой детали толщиной 120 мм 57 градусов к вертикали. Борта из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имели переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали. Башня литая, по форме напоминала перевёрнутое блюдце. Обводы башни оптимизированы для условий прохождения ударной волны ядерного взрыва.

Вооружение

122 - мм нарезная пушка Д - 25ТА
122 - мм нарезная пушка Д - 25ТА

Основное вооружение Т-10 — 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров — развитие пушки Д-25Т, устанавливавшейся на танках ИС-2ИС-3 и ИС-4, в свою очередь созданной на базе пушки А-19. Пушка с двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным автоматическим клиновым затвором. Также орудие с электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3—4 выстрелов в минуту против 2—3 на предыдущих моделях ИС. Выстрел производился посредством электромеханического или ручного спуска. Боекомплект орудия из 30 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов раздельно-гильзового заряжания, размещённых в хомутиковых и лотковых укладках на полу боевого отделения.

Снаряды О-471, БР-471, БР-471Б
Снаряды О-471, БР-471, БР-471Б
Снаряд БР - 471Б
Снаряд БР - 471Б
  • БР-471 — бронебойный остроголовый каморный снаряд (БС).
  • БР-471Б — бронебойный тупоголовый каморный снаряд (БС).
  • О-471 — осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

Бронебойный снаряд Д-25Т пробивал на дистанции 1000 м около 150 мм брони при угле встречи 90°.

-7

На танках модификации Т-10М устанавливалась новая 122-мм пушка М-62-Т2 (2А17) со значительно лучшими баллистическими характеристиками, начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 960 м/с. С 1967 года в боекомплект М-62-Т2 входили также бронебойно-кумулятивные и бронебойно-подкалиберные снаряды.

Вспомогательное вооружение танка состояло из двух 12,7-мм пулемётов ДШКТ, один из которых был спарен с пушкой, а другой, зенитный, размещался на турели на крыше башни. Боекомплект пулемётов составлял 1000 патронов в лентах по 50 штук. На танках модификации Т-10М они были заменены 14,5-мм пулемётами КПВТ.[6]

Двигатель и трансмиссия

На Т-10 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения В-12-5 мощностью 700 л.с. при 2100 об/мин. Рабочий объём 38,8 л.

Трансмиссия из коробки передач планетарного типа (8 передач + две заднего хода) с гидравлическим управлением, механизма поворота и двухступенчатых бортовых передач.[6]

Ходовая часть

Ходовая часть Т-10М
Ходовая часть Т-10М
Траки Т-10М
Траки Т-10М

Подвеска катков независимая, торсионная. С каждой стороны корпуса 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и три поддерживающих каткаВедущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Гусеница стальная мелкозвенчатая, с шагом трака 160 мм и шириной 720 мм.

Модификации

Серийные образцы

Т-10А

  • Т-10А

Принят на вооружение 17 мая 1956 г. Модернизированный вариант Т-10 с пушкой Д-25ТС с стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган», изменённым затвором и эжектором продувки канала ствола. Т-10А оснащён прибором ночного видения механика-водителя ТВН-1 и гирополукомпасом ГПК-48, перископическим прицелом ТПС-1 и дублирующим телескопическим прицелом ТУП вместо ТШ-2-27. Установка новой пушки повлекла изменение формы башни и маски орудия.

  • Т-10Б

Принятый на вооружение в 1957 году вариант Т-10А, отличавшийся установкой двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14 вместо ТШ-2-27.

  • Т-10БК

Созданный в 1957 году командирский вариант Т-10Б, на котором за счёт сокращения боекомплекта устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.

Т-10М

  • Т-10М

Улучшенный вариант Т-10, принятый на вооружение 26 сентября 1957 года, отличавшийся множеством конструктивных изменений:

Масса танка после внесённых изменений выросла до 51,5 тонн, но благодаря более мощному двигателю и другим усовершенствованиям, максимальная скорость танка по шоссе возросла до 50 км/ч. Т-10М в ходе производства постоянно модернизировался. С декабря 1962 года на него устанавливалась более простая и надёжная шестиступенчатая коробка передач, в 1963 году танк получил систему подводного вождения, позволявшую преодолевать преграды глубиной до 5 м, а с 1964 года танк оборудовался автоматической системой пожаротушения.

  • Т-10МК

Командирский вариант Т-10М, на котором, аналогично Т-10БК, за счёт сокращения боекомплекта до 22 снарядов, устанавливались дополнительная радиостанция и зарядный агрегат.