Гай Ричи режиссёр известный и можно сказать культовый. Его фильмы всегда вызывают огромный интерес у зрителей. Британец изменил понятие криминального жанра. Кино Ричи имеет отличительный шарм от большинства похожих картин. В его фильме практически нет разделения на главных и второстепенных персонажей. Все участники процесса почти одинаково важны для сюжета. И действующие лица на экране всегда имеют определённую харизму, благодаря которой кульминация в фильмах почти всегда вызывает восторг.
"Карты, деньги, два ствола" и "Большой куш" задали высокую планку. Эти ленты до сих пор остаются одними из лучших не только в жанре, но и в кинематографе в целом. Но видимо, амбициозный режиссёр, тогда ещё женатый на эпатажной Мадонне, решил попробовать что-то несколько иное, нежели криминальная комедия. Сказалось ли влияние жены или сам Ричи решил сделать упор на размышления о бытие в новой картине, но фильм "Револьвер", имея схожую концепцию с предыдущими фильмами, получился как минимум неоднозначным. Хотя в ленте присутствуют все атрибуты, свойственные криминальному жанру.
По сюжету, главный герой по имени Джейк Грин (Джейсон Стетэм) выходит из тюрьмы, где провёл "незабываемое" время из-за подставы, организованной Дороти Макой (Рэй Лиотта). Джейк профессиональный шулер и умелый организатор нелегальных ставок на азартные игры. Мака владелец казино, в котором также много афер, связанных с игральных бизнесом. Из-за случайности, персонаж Лиотты теряет "своего человека" накануне прибыльной игры. И кого как не Грина взять на замену. Но Джейк парень с принципами и естественно отказывается "поработать на дядю". Тогда жесткий и алчный Мака поручает своим людям похитить брата и его жену с ребёнком. Если Грин откажется играть, то родственнику каюк. Джейку ничего не остаётся, кроме как согласиться.
Во время самой игры происходит конфуз, в результате которого завязывается перестрелка и пропадает весь куш, что был на кону. Пропадает и Грин, сообразивший, что всё не просто так. Но кто-то даёт наводку на нашего героя и его арестовывают. Предлагая на выбор - 14 лет в общей камере или 7 в одиночке. Джейк выбирает второй вариант. Соседями по разные руки оказываются некие загадочные сидельцы. Один является шахматных гением, применявшим свои навыки в не совсем честных делишках, второй же - мастеровитый разводила. И эти двое решают научить своему "ремеслу" Грина. И Джейк впитывает как губка, став за время отсидки совсем другим человеком. И выходя по истечению срока не просто с новыми знаниями, но и с целью забрать всё у Маки за тут подставу.
На воле Джейк встречает загадочных Ави (А. Бенджамин) и Зака (В. Пасторе), которые всё про него знают и уже успели обчистить его заначки. Двое хитрецов добровольно-принудительно предлагают работать на них, в обмен они помогут отомстить Маке. Наш герой, заматерев за семь лет, борется с внутренним голосом, который постоянно шепчет - "беги, забудь про месть", но разум говорит другое - "ты умнее и лучше этих двух, не говоря Маке". На таком контрасте и происходит действие фильма. Ави и Зак проворачивают свои делишки, а Грин работает по принципу: "принеси, подай, иди ..." и так далее. И постепенно, Джейк начинает терять нить, благодаря которой считал себя умнее этих двух, уверяя себя, что всё временно, вот отомстит Маке и тогда разберётся с этой парочкой.
В таком ключе проходит весь фильм. Зрителю также показывают внутренний голос Дороти Мака, который пытается быть жёстким и властным, но разум говорит об обратном. Сама борьба показывает, что Мака очень не уверен в себе, если на пути такой как Грин. Тот, кто мыслит и действует нестандартно. "Бойся, бойся меня" говорит Мака Джейку при их ночной встрече тет-а-тет. Но Грин лишь ухмыляется и Дороти Мака почти плачет от бессилия повторяя как заговорённый свою фразу. Эмоции персонажа Лиотты в этом фильме - это блеск. Хотя, психозы Грина-Стетэма также показаны убедительно. А в контексте времени этим "приступов", всё происходящее на экране порой кажется сном героев.
Чтобы понять или наоборот ничего не понять, нужно всё таки смотреть фильм. Внимательно, хоть это и не детектив. Но Ричи решил затронуть непростую тему для многих. Если говорить просто - это самокопание в условиях стресса по поводу своих неудач. В данном фильме есть некий "Сэм Голд", которого никто никогда не видел, но все о нём слышали и опасаются его. Кто он? Вопрос не совсем правильный. Почему он так много значит для всех героев? Так вернее. Но ответ найти не удаётся. Лишь небольшие догадки, если отталкиваться от мысли, что в фильме заложено много скрытого смысла. Некоторые моменты обычный зритель может понять сам, большинство других - навряд ли.
Что хотел показать данной лентой Ричи? Насколько сложно побороть внутреннее эго и действовать вопреки эмоциям? Постоянные споры с самим собой, неуверенность в правильности решений, постоянные сомнения, рождающиеся в голове Джейка должны навести зрителя на мысль, что нужно уметь принимать непростые решения, иначе всегда будешь в смятении. И даже если ты трижды гений и всё просчитываешь на несколько ходов, ты проиграешь детским матом, хоть сто раз до этого обыграв соперника. Ричи через игру в шахматы показывает, как много можно потерять, если спутать уверенность в своих силах с самоуверенностью. Также режиссёр пытается добавить духовности в ленту, но это немного не сочетается с персонажами. Если в "Святых из трущоб" такой момент работает в контексте всего повествования, то в "Револьвере" добавляет лишь ненужную нагрузку на сюжет.
Вообще, фильм сложный для просмотра. И самое простое после окончания - забыть и не вспоминать. Почему? Всё просто: примерно до середины или чуть дальше зритель наблюдает за криминальной драмой. Хорошо выстроенной и удачно реализованной. С интересными и харизматичными действующими лицами. Многие сцены вызывают переживания. Персонаж по кличке "Утилизатор" в исполнении Марка Стронга - это один из лучших моментов всего фильма. Хладнокровный, почти без эмоций решающий любую поставленную задачу, всё же имеет чувства. Очень сильная сцена с пыткой-допросом брата Грина и последующим "срывом" Утилизатора. По драматизму и динамике данная сцена, на мой взгляд, самая сильная в фильме. Это если говорить о "Револьвере" как о криминальной драме.
Но проблема данного фильма в том, что это обманка. Жанр заявленный в описании и сам сюжет - это лишь оболочка. Как я и сказал, ближе к концовке зритель начинает понимать, что его ввели в заблуждение. И никакого Мистера Голда нет, как и вообще всего на экране. А что же тогда происходит? Точный ответ знает лишь автор - Гай Ричи. Можно найти интервью по поводу этого фильма, где британец разъясняет многие моменты. И многое становится ясно. Например, что револьвер здесь является метафорой на игру в казино, только в контексте криминального жанра и происходящего на экране. Суть такова, что барабан может крутиться до бесконечности, подразумевая зависимость и неумение человека остановиться, вследствие чего он остаётся ни с чем и возможно становится никем.
Даже написать рецензию на этот фильм сложно, слишком странные ощущения от просмотра. А смотрел я это кино три раза. Первый раз я смог пересилить мысли после плачущего Лиотты в трусах в самой концовке, но так и звучало в голове: "что это за фигня?". Второй раз уже стало много чего не понятно. Например, зачем нужен был персонаж Утилизатора и та самая сцена, что я упомянул выше? Кто были все те люди, к которым Ави и Зак таскали Грина, давая попутно ему задания, что и как говорить и делать? И даже если это плод воображения героя Стетэма, то откуда-то должны были взяться эти фантазии. И что за боязнь лифтов? Что-то наподобие боязни остаться наедине с собой? Но странно, ведь в лифте он едет не один...Или Джейк Грин страдает некоей формой шизофрении, которая внезапно проявляется в замкнутом пространстве? Такие мысли из-за неясности подобных моментов. Эх, Ричи, Ричи...ведь потом же снял нормальный "Рок-н-рольщик", почему тут решил поэкспериментировать.
Ну и посмотрев на той неделе третий раз, вопросов стало ещё больше. Если попытаться понять сущность персонажа Лиотты, то это тоже внутренний голос (или чувство) Джейка, олицетворяющее по большей части корысть и тщеславие. Но тогда как понять, что Мака разговаривает "сам с собой", относительно перспектив бизнеса и судьбы Грина. Или герой Лиотты всё таки реальный? Ну и главный вопрос: кто такой Мистер Голд и почему он опасается Ави и Зака (которые также являются альтер эго Грина)? Если предположить, что Голд - это "внутреннее я" героя Стетэма и оно всегда с ним, но другие чувства (показанные как действия Ави, Зака и Мака) затуманивают его, то о чём вообще фильм?! И сама концовка, по сути намекает, что Джейк Грин справился с собой, но это вообще не вызывает эмоций из-за неоднозначности всего происходящего и произошедшего.
В общем могу сказать - фильм сложный и неоднозначный. Мягко говоря. Согласится кто-то или нет, но я написал сей опус скорее как желание высказаться от некоего разочарования. Ощущение, что автор меня обманул. Ведь по описанию не говорилось, что Стейтэм репетирует в этом фильме свою роль перед "Адреналином" (шутка). Всё таки какую можно было историю завернуть, если бы Ричи оставил этих персонажей, но убрал эту тему с самокопанием и осознанием собственного я. Не могу посоветовать данное кино к просмотру, так как даже не понятно, к какому жанру его отнести.