Интересно – есть ли знатоки танковой техники, особенно современной, которые не знают об операции «Буря в пустыне»? Сильнейший антипиар советских Т-72 и первые бои с использованием «Абрамсов» создали образ неуязвимых боевых машин. Однако неуязвимых танков нет… В том числе были и курьёзные случаи, но начнём с описания событий.
Начало «Бури в пустыне»
В августе 1990 году, армия Ирака вторглась в соседний Кувейт для захвата нефтяных месторождений с целью финансовых компенсаций после долгой ирано-иракской войны. После событий 1980-1988 года, обе страны были в упадке. Однако, международное сообщество во главе с ООН организовали сопротивление в главе с США.
Результатом введения сил ООН в Кувейт в декабре 1990 года стали операции «Буря в пустыне» и «Щит пустыни». Цели операции – освобождение Кувейта и дальнейший разгром Иракской армии с занятием оборонительных рубежей.
Первые же действия международной коалиции включали в себя ракетные удары по ключевым центрами иракской армии и промышленности, после чего началась сухопутная операция. Первым делом, пехота зачистила территорию Кувейта, а просторы пустыни начали штурмовать танки под прикрытием авиации – штурмовиков и ударных вертолётов.
Как «Абрамсы» опозорились?
Отмечу, что наземная операция с участием танков была кратковременной, а большую часть бронетехники противника вывели из строя авиаудары. Танки ООН и США, в частности, наступали на уже ослабленные позиции, но это не помогло избежать танковых сражений.
Первые потери датируются 18 февраля 1991 года. Тогда, жертвой мины стал M1A1 с бортовым номером В31. В результате взрыва танк был выведен из строя и восстановлению не подлежал, но экипаж не пострадал. Второй подрыв на мине случился 24 февраля, но машину удалось восстановить. С экипажем так же было всё хорошо.
Первые потери танков с последующими ранениями танкистов произошли ночью 26 февраля, когда 4 танка с номерами В23, С12, С66 и D24 попали под удар вертолёта AH-64 «Апач». От ракет Hellfire были ранены один танкист экипажа С23, два танкиста из D24 и три танкиста из С66. Экипажу С12 кроме союзного «Апача» был обстрелян бронебойными снарядами иракских войск (танковых или артиллерийских не известно). Танк не подлежал восстановлению, а судьба экипажа не уточняется. Все ОБТ относились к 1-й бронетанковой дивизии.
Досталось и 3-й бронетанковой… Иракские солдаты смогли повредить танки В24 и С12, а третий танк – С24 попал под союзный обстрел. Несмотря на серьёзность описанного, был ранен всего 1 из 12 танкистов.
2-я бронетанковая дивизия США потеряла 5 танков. 26 февраля, экипажи А14, А31, А33 и В22 попали под союзный огонь. Танки А14 и В22 получили урановые снаряды, но ни один из них не привёл к гибели экипажа. А14 загорелся после попадания, а танк В22 не был пробит, но один танкист был ранен осколками брони. Машины А31 и А33 были обстреляны из ПТРК TOW. Последний танк – D66 был повреждён иракским гранатомётчиком, в результате чего танк не попал в безвозвратные потери, чего не скажешь об одном из членов экипажа.
27 февраля, 197-я бригада сама уничтожила 2 танка, а иракские артиллеристы подбили 1 «Абрамс». Огнём 100 мм «Рапиры» был обездвижен один из американских ОБТ, а два других застряли в грязи и были расстреляны в корму союзниками. Позже, 2 марта бригада потеряла борт А22 из-за попадания танкового снаряда. Источники утверждают, что это был Т-72. В результате три танкиста получили травмы разной степени тяжести, но остались живы.
Всего за операцию «Буря в пустыне» были подбиты 21 танк «Абрамс». Из всех танкистов были ранены по меньшей мере 10 человек.