Первая Индокитайская война Франции за сохранение своих азиатских колоний поначалу велась классическими методами, но очень скоро превратилась войну спецподразделений, где главную роль играли отряды союзных Франции горцев.
Путь к войне
Унизительное поражение французской армии в 1940 году в Европе и оккупация французского Индокитая японскими императорскими войсками привели к активизации националистических движений в ее азиатских колониях.
Когда японская армия вошла в Индокитай после падения Франции, ее солдат приветствовали не как освободителей, а как еще одних иностранных колонизаторов, намеревающихся выкачивать ресурсы региона и угнетать его народ. Ярый националист и убежденный марксист Хо Ши Мин, проведший большую часть жизни за границей, вернулся во Вьетнам в 1941 году и создал организацию Вьетминь, возглавившую борьбу за независимость. Его коммунистические взгляды не помешали в начале 1945 года сотрудникам американского Управления стратегических служб (предшественника ЦРУ) с Хо Ши Мином и его соратниками по партии.
На Потсдамской конференции 17 июля–2 августа 1945 года, состоявшейся через две недели после окончания войны в Европе, неминуемая капитуляция Японии была одним из многих вопросов, рассматривавшихся США, Великобританией и Советским Союзом. В итоге на националистический Китай (Чан Кайши) была возложена ответственность за разоружение японцев к северу от 16-й параллели, рассекающей Вьетнам пополам, а Великобритания взяла на себя такую же задачу ниже этой линии.
Лидеры союзников в Потсдаме намеренно игнорировали французов, которые стремились восстановить свою гегемонию в Индокитае. Франция не была ни приглашена на конференцию, ни проконсультирована, что вызвало большое раздражение генерала Шарля де Голля.
2 сентября 1945 года, когда представители императора Японии Хирохито подписали Акт о капитуляции на борту линкора Missouri в Токийском заливе, Хо Ши Мин в одностороннем порядке провозгласил независимость своей страны, назвав ее Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ).
«Дядюшка Хо» понимал, что только Соединенные Штаты могут помешать послевоенному восстановлению французского Индокитая, поэтому он обратился в администрацию президента Гарри С. Трумэна с просьбой признать ДРВ. Но антипатия США к марксизму пересилила, и американцы проигнорировали этот призыв. Трумэн считал Францию важным партнером в восстановлении Европы и предотвращении советской экспансии.
К тому времени, когда в середине сентября 1945 года британские войска (20-я индийская дивизия) высадились в южном Вьетнаме, чтобы принять капитуляцию Японии, революционеры из Вьетминя захватили Сайгон и большинство городов по всей стране.
Война начинается
Великобритания, борясь за сохранение своей собственной империи, поддержала возвращение Индокитая под французский суверенитет. В начале октября в Индокитай прибыл французский контингент под командованием героя второй мировой войны генерала Филиппа Леклерка де Отклока. Как только в Сайгоне был восстановлен порядок, Леклерк начал громить революционеров в сельской местности.
Китай укрепил свои позиции выше 16-й параллели и запретил французам возвращаться. Почти сразу же эмиссары из Парижа начали секретные переговоры с министрами Чан Кайши. В марте 1946 года, после того как Франция отказалась от всех претензий на свои концессии на материковой части Китая, Французскому экспедиционному корпусу Дальнего Востока (Corps expéditionnaire français en extreme-orient, или CEFEO) было разрешено занять Ханой. Хо Ши Мин не был готов к открытому противостоянию с CEFEO и попытался выиграть время, отправившись во Францию для переговоров, которые, как он надеялся, по крайней мере дадут Вьетнаму статус доминиона в недавно созданном французским союзом заморских территорий.
Но упрямые французы и слушать не хотели об автономии Вьетнама. После трех месяцев бесплодных переговоров Хо Ши Мин вернулся домой. В декабре того же года начались полномасштабные боевые действия между Вьетминем и СЕFЕО.
Командование французского корпуса (примерно две дивизии) не было готово к партизанской войне Вьетминя. Стремясь разгромить врага в классических сражениях с применением крупных сил пехоты, бронетехники и авиации, оно только в пустую расходовало ресурсы. Французам удалось захватить обширные площади джунглей к северу от Ханоя, но противник отказался от решительных действий. Вьетнамский военный гений генерал Во Нгуен Зиап не упускал инициативу, действуя в стиле «бей и беги». При этом он продолжал строительство новой вьетнамской армии.
Горцы и коммандос
Гоняясь за Зиапом, французские генералы совершенно не уделяли внимание «борьбе за сердца и умы» местных национальных меньшинств, которые были недовольны грядущим главенством вьетнамцев и их коммунистической идеологией. Хотя колониальная администрация в свое время делал ставку именно на них по принципу «разделяй и властвуй».
Лидеры горских народов тай и нунг надеялись, что Франция поддержит их стремление к полуавтономной федерации, в то время как горцы Центрального нагорья просто искали защиты от вьетнамцев, их традиционных врагов в низинах.
Ситуация изменилась, когда командование принял генерал Жан де Латтр де Тассиньи – опытный ветеран обеих мировых войн и любимец французской нации.
Он поставил задачу своим подчиненным организовать партизанские отряды из представителей дружественных нацменьшинств, настаивая на том, что они представляют собой и ударную силу, и ценный источник разведданных. Де Латтр хотел, чтобы партизаны угрожали тыловым районам Вьетминя, а затем превратились в мобильные ударные силы, поддерживающие наступательные действия армии. И итоге в апреле 1951 года усилиями французских спецслужб и военной разведки была создана Сводная воздушно-десантная группа коммандос (Groupement de commandos mixtes aéroportés, или GCMA).
К сожалению, 62-летний генерал де Латтр сам не смог довести дело до конца. Тяжелобольной, он был эвакуирован во Францию, где он умер от рака 11 января 1952 года.
Но GCMA удалось организовать партизанских отрядов общей численностью 20 тысяч бойцов для проведения тайных операций на территории, долгое время считавшейся безопасной для Вьетминя.
Успех во многом зависел от французских офицеров и сержантов, которые могли говорить на языках горцев, понимали местные обычаи и обладали психологической выносливостью, необходимой для того, чтобы выдерживать длительные периоды изоляции. Понятно, что лучшими в этом деле стали французские уроженцы Индокитая.
Обычно в племя горцев посылалась группа двух офицеров GCMA. Если переговоры со старейшинами проходили успешно, прибывали сержанты, посылалось дополнительное оборудование, оружие и боеприпасы. В течение шести месяцев формировался батальон из 300-400 человек под командованием французского офицера и нескольких сержантов. Сначала ему ставились простейшие тактические задачи, такие как минирование дорог и уничтожение неохраняемых тайников. Далее переходили уже к более сложной тактике засад и рейдов по тылам Вьетминя.
Впрочем, использовали подразделения горцев и как линейную пехоту. В ходе одной из операций в октябре 1953 года два батальона тай атаковали базы Вьетминя в городах Кок-Леу и Лао-Цай, расположенных вдоль китайской границы. Атака была синхронизирована с французским воздушным десантом. После захвата цели и уничтожения 150 вражеских солдат партизаны провели десантников в джунгли на эвакуационный аэродром.
Майор Тринкье и генерал Наварр
В мае 1953 года майор Роже Тринкье, автор широко известной книги "Современная война: французский взгляд на борьбу с повстанцами", был назначен руководителем GCMA. Он приступил к реорганизации системы. По его мнению, большие соединения из 1000 партизан были бы более эффективны, чем небольшие группы.
Тринкье стремился ограничить роль коммандос организацией и обучением партизанских подразделений, стремясь сохранить своих профессионалов. Они должны были участвовать в боях лишь при серьезной необходимости и вообще быть больше на базах, а не в джунглях. Ведь присутствие европейцев в селениях горцах могло стать причиной жесткой зачистки со стороны Вьетминя. Впрочем, многие опытные французские офицеры и сержанты оставались в джунглях со своими войсками. Один капрал-одиночка под псевдонимом Рене Ризен провел несколько лет в Центральном нагорье, командуя тысячью горцев. За свои действия он был награжден Военным крестом и в 1955 году написал мемуары о своем боевом опыте. В следующем году Ризен был убит в бою в Алжире.
Когда новый командующий генерал Анри Наварр прибыл весной 1953 года, чтобы принять командование в Индокитае, он выделил больше ресурсов для GCMA. Он попытался навести порядок в системе проведения тайных операций. Французская разведка сформировала свои собственные ополчения, организовав религиозные секты вдоль камбоджийской границы и даже привлекая печально известных сайгонских гангстеров Бинь Сюйена.
Наварр создал новое командование, в котором объединил все подразделения для ведения «нетрадиционной войны» – Сводную интервенционную группу (Groupement mixtes d'intervention, или GMI) и поставил в главе нее подполковника Роже Тринкье.
Но характер войны изменился. Во Нгуен Зиап теперь командовал полноценной хорошо оснащенной с помощью Китайской Народной Республики армией, поддерживаемой легионом носильщиков. Теперь вьетнамцы были готовы вести классическую войну.
Тринкье осознал эту эволюцию и направил атаки горцев тыловые линии противника. Однако Зиап предвидел этот ход, горцы понесли тяжелые потери.
Франция предает горцев
Решающая битва состоялась в северо-восточном углу Вьетнама в районе селения Дьенбьенфу недалеко от лаосской границы. Этот район был слишком далекого от Ханоя и Хайфона, чтобы поддерживать его с помощью постоянного воздушного моста, при том, что возможности вьетнамских сил противовоздушной обороны постоянно росли. Для защиты своих коммуникаций от атак горцев Зиап выделил два полка.
Гарнизон Дьенбьенфу – 15 тысяч бойцов. Французские ВВС даже при поддержке американских транспортников Fairchild C-119 пилоты тоже американцы) не могли его полноценно снабжать. Генерал Наварр грубо просчитался, недооценив возможности генерала Зиапа по созданию мощной ударной группировки. Наступление Вьетминя началось 13 марта 1954 года. 7 мая после 56 дней напряженных боев Дьенбьенфу пал, а с этим и закончилось французское правление в Индокитае.
Лаос и Камбоджа были признаны независимыми странами, а Вьетнам был разделен по 17-й параллели. Севервьетнамская армия начала методично уничтожать партизанские соединения дружественных Франции горцев. Как писал Тринкье: «Наши маки (французское название партизан), непобежденные на поле боя, были принесены в жертву».
Франция повернулась спиной к своим бойцам GMI, отказавшись эвакуировать даже их командиров, которым грозила казнь в случае взятия в плен. Генерал Наварр считал, что такие действия нарушат положения соглашений о прекращении огня. Тринкье, ошеломленный этим предательство, обратился к своим американцам с просьбой сбрасывать с воздуха припасы для нуждающихся подразделений. Поскольку США не подписали Женевские соглашения, их пилоты С-119 могли бы действовать совершенно законно. Но американское правительство приказало своим авиаторам покинуть Индокитай.
Через два года после официального окончания войны одна коммунистическая газета сообщила об уничтожении 183 и пленении 300 “вражеских солдат" в горных районах. Оставшиеся в живых партизаны растворились среди мирного населения.
Несколько упрямых французских офицеров и сержантов остались со своими горцами до конца. Время от времени их радиопризывы о поддержке трещали в эфире, но постепенно затихли. Только одному французу удалось ускользнуть от охотников Зиапа и уйти в Южный Вьетнам.
Также по теме:
Бронекавалерийский полк Иностранного легиона в Индокитае
Французы против джихадистов. Операция Serval в Мали. Часть 2
Французы против джихадистов. Операция Serval в Мали. Часть 1
Французы против алжирцев. Война за независимость Алжира или война за неделимую Францию
Французская армия в Кот д’Ивуаре
Французская армия в Центральноафриканской республике. Часть 1
Французская армия в Центральноафриканской республике. Часть 2
Французская армия в Ливийской войне 2011 года
Франсафрика – система интервенций Парижа на Черный континент
Франсафрика – самая успешная постколониальная система. Начало