Найти в Дзене
КиноНезнайка

Какие роли играют персонажи в кино?

Оглавление
Изображение: кадр из фильма "Гарри Поттер и Дары смерти часть 1"
Изображение: кадр из фильма "Гарри Поттер и Дары смерти часть 1"

Как-то рассказывая о своем фильме “Начало” режиссер Кристофер Нолан поведал о том, что персонаж Ариадны был введен в повествование с одной конкретной целью. А именно: для того, чтобы можно было донести до зрителя всю сложную и запутанную концепцию картины. Оставить такой сюжет совсем без объяснений было нельзя. Ну, а если бы асы и спецы своего дела начали вдруг задавать элементарные вопросы и разъяснять друг другу основы их деятельности, то все их действия выглядели бы глупо. Согласитесь? Режиссер и сценарист ленты пошел на простой и гениальный ход. Ввел в сюжет новенькую, которой все нужно объяснять и показывать, которая задает кучу самых разных вопросов, но у аудитории, смотрящей фильм - это не вызывает чувство поддельности происходящего. Все ведь вполне логично. Ариадна стала таким проводником для зрителя, который точно так же, как и она сама совершенно ничего не знает об этом мире. Таким образом получается, что актриса Эллен Пейдж сыграла персонажа Ариадну, а Ариадна в свою очередь сыграла роль “почемучки”.

Изображение: кадр из фильма "Начало"
Изображение: кадр из фильма "Начало"

Кино - это сложносочиненное искусство, состоящие из ряда других вполне себе самостоятельных искусств. Одним из них является литература. Поэтому многие сюжетные приемы и особенности кинематограф заимствует у нее. Если обратиться к книгам, то там мы найдем множество знакомых стереотипных персонажей фильмов. Например, дама в беде. Это не то что роль персонажа, это отдельный тип сюжета в рыцарских романах. Да и сам, так называемый рыцарь, не далеко ушел от своей возлюбленной. Мы легко представляем себе эти образы и в кино, и в литературе, не правда ли? При этом дама совсем не обязательно благородная особа из средневековья, а рыцарь совсем не обязательно в доспехах и на коне. Возьмите большинство современных мелодраматических сериалов - и там обязательно будет героиня постоянно попадающая в неприятности, а главный герой ее вечно спасает.

Это может быть похищенная дочь мэра портового города и сын пирата - “Пираты Карибского моря”. Это может быть обычная школьница, и вампиры, оборотни и прочая нечисть… Привет “Сумерки” и “Дневники вампира”. Такие истории любят шпионские боевики, но и простые “стрелялки” не остаются в стороне. Бывшую жену взяли в заложники террористы, в роли рыцаря у нас герой Брюса Уиллиса - “Крепкий орешек”. Жену ложно обвинили в убийстве, нужно ее освободить. Чем не история про принцессу запертую в башне? - “Три дня на побег”. Этот список, кажется можно продолжать бесконечно.

Изображение: кадр из фильма "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца"
Изображение: кадр из фильма "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца"

Главных героев по истории сопровождает ребенок, или неуклюжий, возможно, недалекий персонаж? Здесь есть несколько вариантов. Часто такие личности играют роль “шута”. На их плечи , как правило, ложится большая часть юмора или мимимишности в картине. Не редко их функция это быть источником проблем, которые можно было благополучно избежать. Поэтому такие герои многих зрителей раздражают. Кроме того, они могут быть еще и “лакмусовой бумажкой” или “мотиватором” главного. Весь моральный рост угрюмого, замкнутого, агрессивного и так далее персонажа показан на контрасте с веселым, жизнерадостным и нелепым спутником. И, когда в конце холодный герой встает на его сторону или решается на какое-то действие ради спасения своей противоположности, мы отчетливо видим его изменения к лучшему. Подобные персонажи могут сочетать в себе как все эти роли, так и какие-то отдельные. Все зависит от истории. Классическим примером таких ролей будут: Осел и Шрек из известного всем мультфильма. Ну или Леон и Матильда в фильме (простите за тавтологию) “Леон”.

Еще стоит отметить, что такие персонажи ни раз, и ни два становились “показательной жертвой”. В такой момент ломаются установки кого-то из героев, и разбиваются сердца зрителей прикипевших к милому и доброму персонажу. Например, Грут в первой части “Страж галактики” (пусть он и не совсем умер) или младший брат друга Тайлера в первом “Шаге вперед”.

Изображение: кадр из мультфильма "Шрек"
Изображение: кадр из мультфильма "Шрек"

Часто те или иные персонажи фильмов играют роль “Доппельгангеров” или “двойников”. Как и многое другое это явление было известно в искусстве задолго до кинематографа, в живописи, например, или все в той же литературе. Классическая литература переполнена различными двойниками. Не удивительно, что кинематограф не отстает. Доппельгангеров можно разделить на три вида. Первый - это другой “человек” (не обязательно homo sapiens) с такой же внешностью. Слово человек стоит понимать весьма условно, в некоторых историях это может быть брат близнец, или кто-то очень похожий. Вспомните фильмы с сестрами Олсен. А может быть что-то/кто-то иное. Человекоподобный робот, например, как в “Приключениях Электроника”. Второе - это множественное расстройство личности. На эту тему у Кинонезнайки есть отдельная подборка. И третье - это двойник сюжетный. Когда история разных персонажей во многом схожа и мы невольно проводим параллели. Печорин и Грушницкий (“Герой нашего времени”), Питер Паркер и Майлз Моралес (“Человек Паук: через вселенные”), Нина и Лили (“Черный лебедь”)... . Не редко на двух разных сторонах одной и той же медали оказываются антагонист и протагонист. Волан-де-Морт и Гарри Поттер. Но это совсем не обязательно так.

Все эти двойники, какими бы они не были, как правило, играют на контрасте. Они нужны, чтобы показать что было бы, если бы…; каким был бы он, если бы…; что стало бы с, если бы… .

Изображение: кадр из фильма "Приключения Электроника"
Изображение: кадр из фильма "Приключения Электроника"

Иногда режиссеры или сценаристы придумывают для своих персонажей, относительно, уникальные роли. Если вернуться к “Началу” Нолана, то “почемучка”- Ариадна, это не такой уж и изобретательный ход. Просто, мы привыкли к тому, что, как правило, эту функцию помимо прочих несет на себе главный герой. Возьмем все того же Гарри Поттера в первой части и иногда в последующих. Чем отличаются факультеты, что такое квиддич и как в него играть, как умерли его родители и кто Тот-Кого-Нельзя-Называть. Всю, так называемую, жизненно важную информацию мы узнаем по мере того, как ее узнает сам Гарри.

А вот герой Александра Кузнецова в фильме Кирилла Серебренникова “Лето” играет не самую заезженную роль для персонажа. Как назвали его сами создатели ленты - этот герой без имени - “скептик”. Он, как бы снимает с кинематографистов всю ответственность за достоверность происходящего. Прежде чем, скептически настроенный зритель перед экраном успеет заявить, что такого не могло быть. Герой Кузнецова, руша четвертую сцену, сам с этого самого экрана говорит зрителю: “Такого на самом деле не было”. Эта и подобные ей фразы несколько раз появившиеся за фильм полностью развязали руки создателям картины. Необычно, правда?

Изображение: кадр из фильма "Лето"
Изображение: кадр из фильма "Лето"

А какие роли персонажей в кино знаете вы? Или каких еще персонажей вы вспомнили, сыгравших в перечисленных ролях?

Ссылка на мой телеграм, там всегда можно узнать чуть больше: t.me/kinonez

Ссылка на предыдущий материал:

“Майор Гром: Чумной Доктор” - есть ли шанс у российского кинокомикса?

Ссылка на предыдущую статью:

Это ее кино! 9 известных женщин-режиссеров