Как-то рассказывая о своем фильме “Начало” режиссер Кристофер Нолан поведал о том, что персонаж Ариадны был введен в повествование с одной конкретной целью. А именно: для того, чтобы можно было донести до зрителя всю сложную и запутанную концепцию картины. Оставить такой сюжет совсем без объяснений было нельзя. Ну, а если бы асы и спецы своего дела начали вдруг задавать элементарные вопросы и разъяснять друг другу основы их деятельности, то все их действия выглядели бы глупо. Согласитесь? Режиссер и сценарист ленты пошел на простой и гениальный ход. Ввел в сюжет новенькую, которой все нужно объяснять и показывать, которая задает кучу самых разных вопросов, но у аудитории, смотрящей фильм - это не вызывает чувство поддельности происходящего. Все ведь вполне логично. Ариадна стала таким проводником для зрителя, который точно так же, как и она сама совершенно ничего не знает об этом мире. Таким образом получается, что актриса Эллен Пейдж сыграла персонажа Ариадну, а Ариадна в свою очередь сыграла роль “почемучки”.
Кино - это сложносочиненное искусство, состоящие из ряда других вполне себе самостоятельных искусств. Одним из них является литература. Поэтому многие сюжетные приемы и особенности кинематограф заимствует у нее. Если обратиться к книгам, то там мы найдем множество знакомых стереотипных персонажей фильмов. Например, дама в беде. Это не то что роль персонажа, это отдельный тип сюжета в рыцарских романах. Да и сам, так называемый рыцарь, не далеко ушел от своей возлюбленной. Мы легко представляем себе эти образы и в кино, и в литературе, не правда ли? При этом дама совсем не обязательно благородная особа из средневековья, а рыцарь совсем не обязательно в доспехах и на коне. Возьмите большинство современных мелодраматических сериалов - и там обязательно будет героиня постоянно попадающая в неприятности, а главный герой ее вечно спасает.
Это может быть похищенная дочь мэра портового города и сын пирата - “Пираты Карибского моря”. Это может быть обычная школьница, и вампиры, оборотни и прочая нечисть… Привет “Сумерки” и “Дневники вампира”. Такие истории любят шпионские боевики, но и простые “стрелялки” не остаются в стороне. Бывшую жену взяли в заложники террористы, в роли рыцаря у нас герой Брюса Уиллиса - “Крепкий орешек”. Жену ложно обвинили в убийстве, нужно ее освободить. Чем не история про принцессу запертую в башне? - “Три дня на побег”. Этот список, кажется можно продолжать бесконечно.
Главных героев по истории сопровождает ребенок, или неуклюжий, возможно, недалекий персонаж? Здесь есть несколько вариантов. Часто такие личности играют роль “шута”. На их плечи , как правило, ложится большая часть юмора или мимимишности в картине. Не редко их функция это быть источником проблем, которые можно было благополучно избежать. Поэтому такие герои многих зрителей раздражают. Кроме того, они могут быть еще и “лакмусовой бумажкой” или “мотиватором” главного. Весь моральный рост угрюмого, замкнутого, агрессивного и так далее персонажа показан на контрасте с веселым, жизнерадостным и нелепым спутником. И, когда в конце холодный герой встает на его сторону или решается на какое-то действие ради спасения своей противоположности, мы отчетливо видим его изменения к лучшему. Подобные персонажи могут сочетать в себе как все эти роли, так и какие-то отдельные. Все зависит от истории. Классическим примером таких ролей будут: Осел и Шрек из известного всем мультфильма. Ну или Леон и Матильда в фильме (простите за тавтологию) “Леон”.
Еще стоит отметить, что такие персонажи ни раз, и ни два становились “показательной жертвой”. В такой момент ломаются установки кого-то из героев, и разбиваются сердца зрителей прикипевших к милому и доброму персонажу. Например, Грут в первой части “Страж галактики” (пусть он и не совсем умер) или младший брат друга Тайлера в первом “Шаге вперед”.
Часто те или иные персонажи фильмов играют роль “Доппельгангеров” или “двойников”. Как и многое другое это явление было известно в искусстве задолго до кинематографа, в живописи, например, или все в той же литературе. Классическая литература переполнена различными двойниками. Не удивительно, что кинематограф не отстает. Доппельгангеров можно разделить на три вида. Первый - это другой “человек” (не обязательно homo sapiens) с такой же внешностью. Слово человек стоит понимать весьма условно, в некоторых историях это может быть брат близнец, или кто-то очень похожий. Вспомните фильмы с сестрами Олсен. А может быть что-то/кто-то иное. Человекоподобный робот, например, как в “Приключениях Электроника”. Второе - это множественное расстройство личности. На эту тему у Кинонезнайки есть отдельная подборка. И третье - это двойник сюжетный. Когда история разных персонажей во многом схожа и мы невольно проводим параллели. Печорин и Грушницкий (“Герой нашего времени”), Питер Паркер и Майлз Моралес (“Человек Паук: через вселенные”), Нина и Лили (“Черный лебедь”)... . Не редко на двух разных сторонах одной и той же медали оказываются антагонист и протагонист. Волан-де-Морт и Гарри Поттер. Но это совсем не обязательно так.
Все эти двойники, какими бы они не были, как правило, играют на контрасте. Они нужны, чтобы показать что было бы, если бы…; каким был бы он, если бы…; что стало бы с, если бы… .
Иногда режиссеры или сценаристы придумывают для своих персонажей, относительно, уникальные роли. Если вернуться к “Началу” Нолана, то “почемучка”- Ариадна, это не такой уж и изобретательный ход. Просто, мы привыкли к тому, что, как правило, эту функцию помимо прочих несет на себе главный герой. Возьмем все того же Гарри Поттера в первой части и иногда в последующих. Чем отличаются факультеты, что такое квиддич и как в него играть, как умерли его родители и кто Тот-Кого-Нельзя-Называть. Всю, так называемую, жизненно важную информацию мы узнаем по мере того, как ее узнает сам Гарри.
А вот герой Александра Кузнецова в фильме Кирилла Серебренникова “Лето” играет не самую заезженную роль для персонажа. Как назвали его сами создатели ленты - этот герой без имени - “скептик”. Он, как бы снимает с кинематографистов всю ответственность за достоверность происходящего. Прежде чем, скептически настроенный зритель перед экраном успеет заявить, что такого не могло быть. Герой Кузнецова, руша четвертую сцену, сам с этого самого экрана говорит зрителю: “Такого на самом деле не было”. Эта и подобные ей фразы несколько раз появившиеся за фильм полностью развязали руки создателям картины. Необычно, правда?
А какие роли персонажей в кино знаете вы? Или каких еще персонажей вы вспомнили, сыгравших в перечисленных ролях?
Ссылка на мой телеграм, там всегда можно узнать чуть больше: t.me/kinonez
Ссылка на предыдущий материал:
“Майор Гром: Чумной Доктор” - есть ли шанс у российского кинокомикса?
Ссылка на предыдущую статью: