Найти тему
История моды с Марьяной С.

"Летние" кружева французских королей

Если уж я рассказала про алансонские кружева, легендарное кружево французских королей, то нужно рассказать и про валансьенские! И те, и другие нередко упоминаются в исторических романах. Ах! :)

Делать его начали в середине XVII века в городе Валансьене, который тогда принадлежал Фландрии. Однако... с 1678 Валансьен перешёл к Франции, и та заполучила не только город, но и производство роскошного кружева, которые будет славиться по всей Европе! И лучшими французскими плетёными кружевами считались именно валансьенские.

Валансьенские кружева, 1740-е. (с) https://www.antiquesboutique.com/
Валансьенские кружева, 1740-е. (с) https://www.antiquesboutique.com/

Да-да, если "Алансон" - это шитое кружево, которое делается иглой и ниткой, то "Валансьен" - плетёное. Оно, соответственно, делается с помощью бобин (коклюшек). Причём это так называемое "парное" кружево, когда выплетаются одновременно и фон, и узор.

Коклюшек при этом было очень много. Если речь об узенькой полоске ширине около 5 см, то коклюшек бывало около трёхсот. А если больше?.. Словом, валансьенские кружева никогда не бывали широкими, максимум – 20 см, а обычно меньше.

Кружевница", Йозеф Лаврентий Дикманс, 1853. (cc) Wikimedia Commons
Кружевница", Йозеф Лаврентий Дикманс, 1853. (cc) Wikimedia Commons

Кружево плели из фламандских льняных нитей высочайшего качества. А теперь внимание: условия труда, в которых создавалось это воздушное произведение искусства, были суровыми. Плести его можно было только в тёмных сырых подвалах! Дело в том, что нити были очень тонкими, и работать с ними можно было только во влажной атмосфере, иначе они рвались...

Валансьенские кружева, XVIII век. (cc) Wikimedia Commons
Валансьенские кружева, XVIII век. (cc) Wikimedia Commons

И сам рабочий процесс был чрезвычайно трудоёмким. Достаточно сказать, что за рабочий день (и не за 8 часов, как в наше время, а за 14-15) кружевница выплетала не более 4 см . Так что, например, на одну пару манжет требовался... год!

Словом, неудивительно, что валансьенские кружева были безумно дорогими – учитывая и сырьё высочайшего качества, и работу. Причём если всю работу от начала до конца выполняла одна мастерица, то такое кружево стоило ещё дороже. Зато при этом они были долговечными и прочными, и порой их использовали как инвестицию.

Воротничок из валансьенского кружева, последняя четверть XIX в. (с) https://www.lotsearch.de/
Воротничок из валансьенского кружева, последняя четверть XIX в. (с) https://www.lotsearch.de/

При французском королевском дворе они валансьен играл роль "летнего" кружева (в отличие от алансона, "зимнего"). Однако если после Великой французской революции производство алансонского кружева возродили, то производство валансьенского в полном объёме так и не было восстановлено. Зато многие кружевницы продолжили работать уже в эмиграции, в основном Бельгии. Дошли валансьенские кружева и до России.

Не могу не вспомнить "Дамское счастье" Золя: "Прилавок был завален, она купала руки в этих вздымающихся волнах гипюра, валансьена, шантильи, мехельнских кружев; ее пальцы трепетали от наслаждения, лицо мало-помалу разгоралось чувственным восторгом..."

Да, это он. Чувственный восторг!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory