Мир меняется, вместе с ним меняются люди, технологии, профессии, но одно, увы, так и остаётся неизменным — школьная программа. Иногда, посмотрев на то, как и чему учатся наши дети, возникает ощущение, будто мы до сих пор в СССР. И иногда хочется хотя бы просто помечтать о том, какие изменения в школе мы бы хотели видеть.
1. Творческие предметы, такие как ИЗО или музыка — это хорошо, но они не для всех: кто-то может ненавидеть петь, а кто-то не имеет достаточно способностей, чтобы уметь правильно держать кисть в руке, не говоря уже о создании шедевров. Раньше такие предметы вводили с целью развития творческих способностей ребёнка, и это правильно, но все же требует некоторых модификации.
Было бы целесообразней включить вместо рисования и музыки развитие креативного мышления как такового. Ведь сейчас практически любая проблема требует более творческого подхода для ее решения, человек с узким мышлением будет испытывать трудности при возникновении неожиданных препятствий. Многие профессии будущего будут заменены роботами, но вот в чем роботы точно не обойдут человека, так это в наличии креативных идей. Причём, упражнения по развитию креативности довольно весёлые и интересные, что поможет детям усиленно отдохнуть в перерывах между математикой и географией.
Вот, к примеру, одно из заданий на развитие креативного мышления, известное также как «мозговой штурм»: группе детей предлагают какую-то проблему, например, попадание человека на необитаемый остров с биноклем, вилкой и верёвкой, задача группы — предложить как можно больше идей того, как можно спастись человек. Помимо того, что упражнение помогает развить творческое мышление, оно также полезно для развития навыков командной работе, что детям обязательно пригодится в будущем.
2. В некоторых школах, причём, в младшей и средней, был введён относительно недавно такой предмет как основы религиоведения и светской этики.
Стоит ли говорить о том, что в возрасте 10-11 лет дети не особо понимают ничего ни в религии, ни в этики? Более того, в таком возрасте это и не особо нужно. В некоторых школах есть так же такой предмет, как философия — он, пожалуй, будет полезнее, чем светская этика, и для ребят постарше — десятиклассников и одиннадцатиклассников. Это не просто предмет — она учит мыслить, рассуждать и находить ответы на многие вопросы — все то, что необходимо уже уметь делать, когда выпускаешься из школы. Более того, философия является началом и многих других наук, благодаря чему будущему выпускнику может стать понятнее, какую профессию выбрать после окончания школы. Может возникнуть вопрос, зачем изучать философию, если она не помогает зарабатывать, а философ только и может что преподавать философию, но на самом деле функция у такого предмета гораздо шире. Философия — это не «думать», а «мыслить». Это суметь принять правильно сложные жизненные ситуации и удары судьбы, это способность понимать, что необходимо сделать и привнести в свою жизнь, чтобы она приносила смысл и радость. Не зря такая наука о человеческой душе как психология появилась на стыке философии и физиологии.
3. Основы безопасности жизнедеятельности никуда из школ так и не делись, причём, нередко и со всем своим «арсеналом» в виде преподавателя в военной форме в возрасте, а также бесконечными лекциями о том, как вести себя в той или мной чрезвычайной ситуации без применения какой-либо практики.
Но знания о безопасности в самом деле необходимы, но не в том виде, в каком нам их даёт предмет ОБЖ. Было бы эффективнее ввести более узкие предметы, например, основы медицинских знаний, на которых школьникам бы не только рассказывали о том, какую травму можно получить, но и показывали, как оказать потерпевшему первую помощь, и разрешали бы попробовать сделать это самим. На курсах первой помощи у студентов всегда есть возможность попробовать свои силы в «оживлении» куклы-робота, почему бы не осуществить такую же возможность и в школах? Ведь знать теорию — это ещё не значит суметь помочь в реальной ситуации на практике. Ещё один момент, который необходимо освещать на таких занятиях — это как вести себя в тех или иных непредвиденных ситуациях, когда жизни угрожает опасность. Практически уроки оказания первой помощи, как распознать инсульт, как действовать в ситуациях землятресения или пожара. А также было неплохо объяснить, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации не только со стороны врачей, но и полицейских и даже психологов. Конечно, с отработки практики в таких моментах будет посложнее, но есть возможность также тренировать способность подростков быстро принимать решения, давая им «кейсы» из реальной жизни.
4. Обществознание — предмет хороший и затрагивает действительно важные вещи, такие как вопросы о государстве, семье, праве, словом, это дословно и есть наука об обществе.
Но все же было бы лучше разделить предмет на темы, а также включить отдельно вопросы касательно права, экономики и финансов, возможно немного социологии и психологии. Любой человек, окончивший школу и вступивший во взрослую жизнь оказывается рано или поздно один на один с теми жизненными ситуациями, в которых школьные знания не помогают. Как общаться со токсичными людьми, как защитить свои личные границы, как правильно распоряжаться бюджетом, сколько средств отводить на бытовые расходы, сколько может стоить коммуналка и как ее платить, что такое налоги и кто такие в современном мире «самозанятые» и «индивидуальные предприниматели»? Многие вопросы для нас, взрослых людей, уже кажутся простыми, ведь благодаря нашему опыту мы уже знаем на них ответы. Но ведь нам было бы гораздо легче, если бы мы уже были готовы ко взрослой жизни и знали, чего от неё можно ожидать. Основы социологии же изучают структуру семьи, неформальные экономические отношения, издевательства в школьном коллективе или, наоборот, практику взаимопомощи в группе. Социология включает гендерные исследования (как данное общество делится на мужское и женское), изучение этнических или религиозных конфликтов и многое другое - это дисциплина на стыке психологии, культурных исследований, антропологии и экономики. Знание основ социологии помогло бы старшеклассником больше и лучше понимать других людей.
5. От технологии в наше время никакого толку нет. Прошли те времена, когда табуретки делались мужчиной в семье и когда женщина все на кухне стряпала самостоятельно: табуретки покупаются в магазинах, а хозяйкам больше не нужно целый день стоять у плиты, так как многие продукты уже можно купить частично готовыми и сэкономить на этом кучу времени. А вот, к примеру, занятия по профориентации в старших классах бы не помешали, да и в средних тоже.
Наше общество до сих пор давит на молодёжь, заставляя сделать выбор касательно того, куда и на кого уйти учиться сразу после школы, и почему-то редко задумываются, что на самом деле сделать выбор, который определит твоё будущее, в возрасте 16-17 лет сделать практически невозможно, и вместо того, чтобы помочь детям найти своё призвание или дать им время подумать, вынуждают идти в первый попавшийся вуз, чтобы научиться «хоть чему-то». Можно понять наших бабушек и дедушек: в их времена и женились в возрасте 20 лет, и детей рожали в 22, оттого и стремились как можно скорее получить образование, чтобы потом посвятить себя семье и только после уже, быть может, начать работать. Но сейчас уже становится все более «нормальным» строить карьеру, а семьи заводить в 30 и позже, когда человек и его партнер уже твёрдо стоят на ногах. А если бы у подростков в школе были уроки профориентации, они смогли бы хотя бы примерно понять, что им интересно, что хорошо получается и в каком направлении они могли бы двигаться.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ В чем проблема высшего образования в России?
✅ University of Warwick - один из лучших ВУЗов Великобритании. Уорикский университет. Учеба в Англии
✅ King's School International College. Международный колледж в Великобритании. Обучение и поступление