Всем привет! Когда мы смотрим на старинные картины, то невольно восхищаемся красотой нарядов изображённых на них дам и кавалеров. Но при этом мало кто задумывается о том, какую скрытую опасность для жизни и здоровья людей таила в себе мода прошлых веков.
И речь здесь идёт не о кринолинах, носить которые было не слишком удобно, а о вещах, которые в самом буквальном смысле медленно, но верно, убивали своих владельцев.
В погоне за тонкой талией
Корсеты, утягивающие талию до минимальных объёмов, стали общепринятой нормой в 1840-х годах. Но далеко не сразу модницы смогли оценить тот вред, который наносил их здоровью этот, на первый взгляд, вполне безобидный предмет.
Постоянное ношение корсета приводило к тому, что у женщин начиналась атрофия брюшных и спинных мышц, а кровообращение нарушалось. Из-за этого дама порой даже не могла сидеть без поддержки, а при ходьбе была вынуждена опираться на трость или на зонтик.
Но и это была лишь «верхушка айсберга». Корсет сдавливал и смещал внутренние органы, повреждал печень и органы дыхания. Так, что «аристократическая» бледность, частые обмороки и одышка нередко были постоянными спутниками модниц второй половины XIX столетия.
Несмотря на очевидный вред от его ношения, корсет продержался в женской моде довольно долго. Женщины в погоне за красотой сознательно расплачивались своим здоровьем, просто потому, что ходить без корсета в приличном обществе было «не комильфо», но и альтернативы ему в то время не было.
«Ядовитое» платье
Когда шведский химик Карл Вильгельм Шееле в конце VIII столетия изобрёл краситель насыщенного изумрудно-зелёного цвета, парижские модницы были в восторге. Ещё бы! Мало того, что одежда, выкрашенная в такой оттенок, смотрелась красиво и изысканно, у красителя было ещё одно весьма полезное свойство: он не растворялся в воде. А это означало, что наряд можно было стирать множество раз и при этом он по-прежнему сохранял всю бы насыщенность и глубину своих оттенков.
Надо сказать, что краситель, названный «зеленью Шееле», оценили не только модницы. Обои, посуда и даже игрушки для детей расписывались им. Французы были настолько благодарны Шееле, что даже обратились с прошением к шведскому королю Густаву III с просьбой по достоинству наградить изобретателя за его вклад в науку.
Но очень скоро люди стали замечать кое-что странное. Все, кто так или иначе соприкасался с «зеленью» - носил выкрашенную ею одежду, отдыхал в спальне с зелёными обоями или пил чай из чашек, украшенных «изумрудной» росписью, со временем начинал чувствовать некое странное недомогание. Частые обмороки, мигрени, тошнота и расстройства желудка становились их постоянными спутниками. Самочувствие улучшалось только на свежем воздухе, но стоило вернуться обратно в дом, как все признаки недомогания возвращались.
Не сразу врачи догадались поинтересоваться составом модного красителя. А когда это всё же случилось, пришли в ужас. Да и неудивительно, если учесть, что основными компонентами «зелени» были медь и мышьяк, опасность которого долгое время также недооценивали.
На протяжении столетий мышьяк использовали при производстве лекарств, а шляпники и таксидермисты использовали его для того, чтобы подольше сохранять «свежими» живые цветы и чучела тропических птиц, которыми украшались дамские шляпки. Но, как показали исследования более позднего времени, женщина, одетая в изумрудно-зелёное платье и со шляпкой, украшенной райскими птичками, носила на себе количество мышьяка, которым можно было бы убить 20 человек.
Почему шляпники сходили с ума
В XIX столетии джентльмен без цилиндра на голове и за джентльмена-то не считался. Традиционно этот головной убор изготавливался из ценного бобрового меха, достать который в Туманном Альбионе было довольно проблематично. Между тем число желающих обзавестись этим престижным головным убором постоянно увеличилось и скорнякам пришлось искать альтернативу редкому и довольно дорогому меху бобра.
В конце концов они начали изготавливать цилиндры из кроличьего меха, для выделки которого использовалась ртуть. Пары ядовитого металла пропитывали не только шкурки кроликов, но и воздух в мастерской и наносили огромный вред не только шляпникам, но и их клиентам. Первые от постоянной работы с ядовитыми веществами рано или поздно сходили с ума, а вторые страдали от последствий хронического отравления ртутью.
Со временем использование ядов при производстве головных уборов запретили. Цилиндры стали изготавливать из фетра и атласа, не представляющих вреда для здоровья. Так, что на память о тех временах нам только и достались, что выражение «безумный шляпник» и небезызвестный персонаж из сказки Л. Кэролла.
Опасные ткани
Казалось бы, чем может быть опасен обычный ситец или, скажем, сатин? Но это - в нашу эпоху, когда дома освещаются электричеством, а свечи если и зажигаются - то только в исключительных, особенно торжественных случаях, когда ими, скажем, украшают именинный торт.
Другое дело - век XIX, когда освещение было исключительно свечным или газовым. Тогда опасность для людей таилась даже не в красителях или консервантах, а в самих тканях, из которых шили одежду.
Например, в то время в моде был натуральный хлопок, который с лёгкостью мог воспламениться от неосторожного обращения с огнём.
Вот почему во время балов и великосветских приёмов модницы старались держаться подальше от стен, на которых размещались канделябры. А дома внимательно следили за тем, чтобы случайно не задеть горящую свечу или керосиновую лампу.
#история европы #история костюма