Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Опасная мода XIX века

Оглавление

Всем привет! Когда мы смотрим на старинные картины, то невольно восхищаемся красотой нарядов изображённых на них дам и кавалеров. Но при этом мало кто задумывается о том, какую скрытую опасность для жизни и здоровья людей таила в себе мода прошлых веков.

Портрет работы Владислава Чахурского (1890 год). (Исходное изображение взято с commons.wikimedia.org).
Портрет работы Владислава Чахурского (1890 год). (Исходное изображение взято с commons.wikimedia.org).

И речь здесь идёт не о кринолинах, носить которые было не слишком удобно, а о вещах, которые в самом буквальном смысле медленно, но верно, убивали своих владельцев.

В погоне за тонкой талией

Корсеты, утягивающие талию до минимальных объёмов, стали общепринятой нормой в 1840-х годах. Но далеко не сразу модницы смогли оценить тот вред, который наносил их здоровью этот, на первый взгляд, вполне безобидный предмет.

Карикатура XIX века, на котором изображена дама, надевающая корсет. (Исходное изображение взято с Pinterest).
Карикатура XIX века, на котором изображена дама, надевающая корсет. (Исходное изображение взято с Pinterest).

Постоянное ношение корсета приводило к тому, что у женщин начиналась атрофия брюшных и спинных мышц, а кровообращение нарушалось. Из-за этого дама порой даже не могла сидеть без поддержки, а при ходьбе была вынуждена опираться на трость или на зонтик.

Но и это была лишь «верхушка айсберга». Корсет сдавливал и смещал внутренние органы, повреждал печень и органы дыхания. Так, что «аристократическая» бледность, частые обмороки и одышка нередко были постоянными спутниками модниц второй половины XIX столетия.

Несмотря на очевидный вред от его ношения, корсет продержался в женской моде довольно долго. Женщины в погоне за красотой сознательно расплачивались своим здоровьем, просто потому, что ходить без корсета в приличном обществе было «не комильфо», но и альтернативы ему в то время не было.

«Ядовитое» платье

Когда шведский химик Карл Вильгельм Шееле в конце VIII столетия изобрёл краситель насыщенного изумрудно-зелёного цвета, парижские модницы были в восторге. Ещё бы! Мало того, что одежда, выкрашенная в такой оттенок, смотрелась красиво и изысканно, у красителя было ещё одно весьма полезное свойство: он не растворялся в воде. А это означало, что наряд можно было стирать множество раз и при этом он по-прежнему сохранял всю бы насыщенность и глубину своих оттенков.

Исходное изображение взято с Puzzleit.ru.
Исходное изображение взято с Puzzleit.ru.

Надо сказать, что краситель, названный «зеленью Шееле», оценили не только модницы. Обои, посуда и даже игрушки для детей расписывались им. Французы были настолько благодарны Шееле, что даже обратились с прошением к шведскому королю Густаву III с просьбой по достоинству наградить изобретателя за его вклад в науку.

Но очень скоро люди стали замечать кое-что странное. Все, кто так или иначе соприкасался с «зеленью» - носил выкрашенную ею одежду, отдыхал в спальне с зелёными обоями или пил чай из чашек, украшенных «изумрудной» росписью, со временем начинал чувствовать некое странное недомогание. Частые обмороки, мигрени, тошнота и расстройства желудка становились их постоянными спутниками. Самочувствие улучшалось только на свежем воздухе, но стоило вернуться обратно в дом, как все признаки недомогания возвращались.

Не сразу врачи догадались поинтересоваться составом модного красителя. А когда это всё же случилось, пришли в ужас. Да и неудивительно, если учесть, что основными компонентами «зелени» были медь и мышьяк, опасность которого долгое время также недооценивали.

На протяжении столетий мышьяк использовали при производстве лекарств, а шляпники и таксидермисты использовали его для того, чтобы подольше сохранять «свежими» живые цветы и чучела тропических птиц, которыми украшались дамские шляпки. Но, как показали исследования более позднего времени, женщина, одетая в изумрудно-зелёное платье и со шляпкой, украшенной райскими птичками, носила на себе количество мышьяка, которым можно было бы убить 20 человек.

Почему шляпники сходили с ума

В XIX столетии джентльмен без цилиндра на голове и за джентльмена-то не считался. Традиционно этот головной убор изготавливался из ценного бобрового меха, достать который в Туманном Альбионе было довольно проблематично. Между тем число желающих обзавестись этим престижным головным убором постоянно увеличилось и скорнякам пришлось искать альтернативу редкому и довольно дорогому меху бобра.

В конце концов они начали изготавливать цилиндры из кроличьего меха, для выделки которого использовалась ртуть. Пары ядовитого металла пропитывали не только шкурки кроликов, но и воздух в мастерской и наносили огромный вред не только шляпникам, но и их клиентам. Первые от постоянной работы с ядовитыми веществами рано или поздно сходили с ума, а вторые страдали от последствий хронического отравления ртутью.

Безумный Шляпник. (Исходное изображение взято с Twitter.com).
Безумный Шляпник. (Исходное изображение взято с Twitter.com).

Со временем использование ядов при производстве головных уборов запретили. Цилиндры стали изготавливать из фетра и атласа, не представляющих вреда для здоровья. Так, что на память о тех временах нам только и достались, что выражение «безумный шляпник» и небезызвестный персонаж из сказки Л. Кэролла.

Опасные ткани

Казалось бы, чем может быть опасен обычный ситец или, скажем, сатин? Но это - в нашу эпоху, когда дома освещаются электричеством, а свечи если и зажигаются - то только в исключительных, особенно торжественных случаях, когда ими, скажем, украшают именинный торт.

Другое дело - век XIX, когда освещение было исключительно свечным или газовым. Тогда опасность для людей таилась даже не в красителях или консервантах, а в самих тканях, из которых шили одежду.

Например, в то время в моде был натуральный хлопок, который с лёгкостью мог воспламениться от неосторожного обращения с огнём.

Вот почему во время балов и великосветских приёмов модницы старались держаться подальше от стен, на которых размещались канделябры. А дома внимательно следили за тем, чтобы случайно не задеть горящую свечу или керосиновую лампу.

#история европы #история костюма