Решил немого порассуждать о том, кто и что коллекционирует в плане не эпох, а принадлежности. Например, если брать чешских и словацких коллег, первая их тема это модели железных дорог Чехии, Словакии и бывшей Чехословакии. Кстати, можно сказать, что там как моделисты, так и и коллекционеры из Чехии и Словакии едины до сих пор, если зайти на любой модельный сайт Чехии или Словакии, вернее почти на любой, можно увидеть отдельный раздел - предложения чехо-словацких моделей. Также и в группах в Фейсбуке - чехи и словаки вместе. Впрочем, и на наших ресурсах сидят моделисты и коллекционеры и из современной России, и Украины, и Молдавии, и Белоруссии и т.п. Ведь история железных дорог вновь образовавшихся государств неразрывно связана между собой. Немцы, прежде, всего любят модели немецких железных дорог, британцы - британских и т.п. Полагаю, кому что ближе, кто рядом с чем рос, что видел, на чем ездил.
Для многих коллекционеров старшего и среднего возраста тон тем не менее завали немцы и они или продолжают собирать европейские модели или, как минимум, их хобби началось с них. Ведь и Пико, и ВТТВ выпускали в основном модели европейских прототипов, причем с уклоном на немецкие. Советских моделей там было раз, два и обчелся. Причем буквально пару видов локомотивов, да еще старт-вагоны и все. В годы СССР в ТТ отечественные модели изготавливали моделисты-одиночки, в НО промышленное производство осваивалось ближе к концу распада СССР и в полной мере развиться не успело. Потом наступила эпоха рынка, за дело взялась частная инициатива - появились Пересвет, ТТ-модель, Конка, коллеги из Прибалтики подключились и т.п. Некоторые проекты ушли в небытие, много ли сейчас кто помнит, например, о фирме ТТЗ, у меня, кстати, где-то на макете уложены два их рельсовых звена, они отличались от ВТТВ (Тиллиг) отсутствием рисунка на шпалах. Но, а другие до сих пор радуют отечественных моделистов. Развитие 3д моделирования подстегнуло частную инициативу. Поэтому появились хоть какие-то отечественные модели, да иной раз дорогие, иной раз кривоватые, но хоть что-то можно было купить.
Соответственно и отечественные любители разделились. Кто-то коллекционирует или моделирует исключительно отечественную технику, есть всеядные коллекционеры (их интерес прототипы из разных стран), а кто-то, напротив, предпочитает коллекционировать модели иностранных прототипов, предпочтительно это Европа, но бывают любители и американской, и даже японской тем.
Кстати, также и в других государствах. Например, на вторичном рынке в Германии и Чехии встречал объявления о продаже моделей, сделанных в России. Несколько раз ко мне обращались коллеги из Чехии с просьбой помочь с приобретением моделей в России, где и у кого можно их было приобрести.
Что касается лично меня, то стартовал в типоразмере ТТ с моделей ВТТВ. Долгое время был "всеядным", т.е. приобретал модели и европейских подвижных единиц и отечественных. В 2008-2009 годах я поступил проще, разделил обе своих коллекции - на европейскую (включая чехо-словацкую тему) и отечественную. На одних диорамах у меня подвижной состав отечественных железных дорог, на других европейский. На это повлиял и мой жизненный путь, на разных этапах пути своим для меня был как отечественный, так и европейский подвижной состав.
А вы, уважаемые коллеги, собираете модели какой тематики - отечественные или зарубежные?
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото автора.
Другие материалы канала по теме железных дорог:
Новинки автотехники в масштабе 1:120 (отечественные прототипы) от украинской студии Studio Ali
Модель вагона для перевозки контейнеров. ТТ
Модели двуэтажных вагонов с кабиной управления. ТТ