С высот Норкского плато виден местный игорный "лас-вегас" на Тбилисском шоссе, у села Птхни с руинами древнего монастыря Птгнаванк:
Таким же селом с руинами древнего храма был и Аван, в 1960-х годах вошедший в состав Еревана. Он встречает огромным кладбищем, а древности его затеряны среди тех плотных крыш под тремя тонкими трубами:
В скверике у кладбища притаился обелиск. Ему около 1500 лет, и конечно же, собрали его уже в советские времена из обломков:
Кладбище имеет треугольную форму, и в нижней "вершине" - более привычный воинский памятник:
Тесные улочки Авана выдают старинное село. Скорее всего, когда-то и сам Аван был городом, и более того, его можно считать связующим звеном урартийского Эребуни и тюркского Иравана - между этими двумя достоверными периодами истории армянской столицы лежит разрыв в две тысячи лет. Где-то в переулочках затеряны средневековые часовни Сурб-Аствацацин и Сурб-Ованнес с остатками фресок, но кого в Армении удивишь 13 веком? В Аване есть кое-что интереснее:
От воинского памятника почти прямая улица ведёт на небольшую площадь, где со времён Гарнийского землетрясения 1679 года лежит в руинах один из важнейших памятников Еревана - Аванский собор:
Его древность выдаёт характерное ступенчатое основание - так строились в Армении языческие храмы, а христиане свои церкви то ли возводили на их фундаментах, то ли просто взяли на вооружение этот приём - ступенчатый низ в Великой Армении служил таким же архитектурным символом, как у нас луковичные главки. Построенный в 592-98 годах, Аванский собор считается архитектурной вехой Великой Армении, и может дело в том, что был он в ней изначально чужим:
К тому времени Великая Армения давно уже растратила величие в нахарарских междоусобицах и войнах с могучими соседями. Таковыми к концу 6 века были Византия и Иран. И если перед персами армяне серией грандиозных восстаний, в итоге утопленных в крови, всё же отстояли своё право быть с христианами, то с греками вышло сложнее.
Для православного Константинополя армяне были в первую очередь раскольниками, староверами, не принявшими Халкидонский собор. В 591 году заняв Айраратскую долину и чуть-чуть не дотянувшись до оставшегося под персами стольного Двина, византийцы основали в прифронтовом Аване новый, армяно-халкидонитский католикосат, чей первый католикос Ованнес Багаранский так и остался единственным. В 601 году персы погнали греков прочь, но за десятилетие греки успели построить в Аване храм и дворец иерарха:
Аванский собор представлял собой какой-то очень странный синтез армянского и византийского зодчества. Есть версия, что он даже был пятиглавым, и если это так - то впервые церковное пятиглавие было воплощено именно здесь, а не в Киеве или Чернигове. И как я понимаю, именно после Авана армянское зодчество начало отходить от простейших базилик к крестово-купольным церквям - следующей вехой стала церковь Сурб-Рипсиме в священном Вагаршапате:
Но теперь это сложно оценить - многочисленные войны и землетрясения оставили от Аванского храма лишь периметр стен и пазл обломков
С "народными алтарями" в апсидах. В соседнем район Ариндж, в древности видимо тоже бывшем городом, сохранилось хачкаровое кладбище, второе по величине после знаменитого севанского Норатуса. Но - столь малоизвестное, что пишут о нём чаще в новостях, чем в путеводителях.
От Аванского храма до следующей цели выходило 2-3 километра, причём в гору. Но автобусная сеть Еревана довольно радиальна, и между соседними районами не то что не проехать без изрядного крюка, а даже яндекс-такси выходило сильно дороже фактического расстояния. В общем, я предпочёл идти пешком, и добрых полчаса брёл по довольно невзрачным районам: