Найти тему
Записки не краеведа

Памятники старины в Донской области. Каменные бабы 2/4

первая часть

В настоящее время наружная часть курганов повсеместно совершенно разрушена и уничтожена: с курганов взято всё, что было снаружи и что можно было взять без труда. Что касается внутренности курганов, то можно предположить, что она приблизительно лишь в сотой части курганных сооружений находится в целости. В иной местности положительно все курганы с ямами на вершинах своих. Ямы эти, однако, только на немногих курганах получились вследствие раскопки их кладоискателями; громадное же большинство ям образовалось вследствие обвалов от времени и разрушения склепов. Замечено, что склепы уцелели только в тех курганах, в которых вершины высыпаны из мелкого дикого камня глиной или из кирпича и в которых, как надо полагать, и самый свод склепа сделан из камня и кирпича. В таких курганах без ям на вершинах их внутренняя пустота иногда легко обнаруживается. Когда въезжаешь на него, например, верхом, то слышится особый гул, лошадь всхрапывает и идёт не так смело, как на другой курган. Табун лошадей, случайно нагнанный на такой курган, бросается в сторону, а после даже боится пастись вблизи.
То же самое можно сказать и относительно разбросанных, там и сям, по Донской области старинных городищ. Теперь это – ничем не отличающиеся от окружающей местности бугры, земляные возвышения и углубления; а сто лет тому назад здесь находились громадные бугры кучи каменистых материалов и всякого мусора, видны были и более уцелевшие развалины стен с окнами и амбразурами и остатки каких то особых зданий.
Так, в городище около Глазуновской станицы (Усть-Медведицкого округа, на реке Медведице) между другими развалинами были развалины какого то другого здания, имевшего в длину 90 саженей и в ширину 30 саженей. Внутренние стены этого здания состояли из разноцветных кафлей, сохранивших и доныне свой яркий цвет. Кафельные стены здания углублялись в землю аршина на три, и можно предполагать, что это был или какой-нибудь подземный склад товаров (принадлежавший торговавшим здесь когда то генуэзцам, грекам или другому кому), или храм и гробница. В Цимлянском городище были, - да из-под земли выкапываются и теперь, - ещё более замечательные вещи. Местность эта – на левой стороне Дона, в четырёх с половиной верстах от Цимлянской станицы. Остатки развалин окружены рвом, имеющим от 14 до 20 саженей ширины и около 2 аршин глубины; за рвом был вал, и возвышалась стена из кирпича шириной в четыре с лишним аршина. Старожилы рассказывают, что стена эта лежала в 13 и 14 кирпичей, а кирпичи были длиной от девяти с половиной до одиннадцати с половиной дюймов и шириной от восьми до одиннадцати с половиной дюймов, при толщине в полтора дюйма. Развалины всех зданий представляли кучи кирпича, тёсаного камня и остатки стен. Жители Цымлянской станицы начали брать на свои надобности кирпич из этого городища с 1780 года и продолжают брать, как говорят, и теперь, хотя доставать его приходится из-под земли с большим трудом. Здесь находили обломки мраморных колонн, золотую монету, маленькие янтарные крестики и многое другое. Такие же городища, как известно, находятся: на Маныче – в вершине балки Сухой Гашун (где и теперь обитатели тамошних зимовников берут на домашние надобности кирпич, выкапывая его из земли); по левой стороне Дона – от реки Сала до Медведицы, по этой реке, а особенно по рекам Иловле и Ширяю; с правой стороны Дона – по рекам Чиру, Сускану, Куртлаку и Царице; по Донцу – в юрте станицы Каменской и выше; по Бузулуку – близ Дурновской станицы, там же по рекам Тишане и Карончуку и на Хопре – около Акишевской станицы. Кроме того, во многих местах по степным речкам и балкам следы древних поселений состоят теперь только в том, что на месте их находится несколько десятков или сотен ям с рыхлой землёй, а в ямах и кругом их множество черепков от разбитых глиняных сосудов, горшков, кувшинов и прочего. Черепки попадаются очень толстые, из посуды больших размеров и искусно сделанной. Тут же по этим незначительным городищам находят медные и железные наконечники стрел, заржавленные лезвия кинжалов, ножей и прочего.

Синий курган. Цымлянский район Ростовская область. Фото: vk.com/public160916322
Синий курган. Цымлянский район Ростовская область. Фото: vk.com/public160916322

В огромном числе курганов, рассеянных везде по территории Донской области, много можно находить замечательных экземпляров и целых групп. Многие из этих сооружений и теперь ещё, несмотря на произведённые в них разрушения, обращают на себя внимание своей громадностью и величием, высясь и господствуя над плодороднейшими, красивейшими и необъятно-обширными степными местностями (можно сказать, что только тогда и узнаешь жизнь степей, всю их мощь и красоту, когда побываешь на возможно большем числе значительных курганов). Другие из курганных зданий замечательны местом своего нахождения и расположения, третьи – названием своим и распространёнными в местном населении преданиями. Но осмотр в настоящее время курганов и открываемых ими степных горизонтов, доставляя большое наслаждение любителю старины, в то же время не может не рождать в душе скорби о том, что время и рука человеческая год от года всё более и более обезображивают и разрушают эти величественные степные постройки – завет и наследие прошедших, отдалённейших времён.
Те из курганов, которые раскопаны с разрешения правительства, учёными обществами и комиссиями из частных лиц (таких пока очень мало), представляют собой сооружения, разрезанные поперёк правильной траншеей, достигающей в глубину до самого основания и имеющей в ширину до 5-6 саженей, а в длину 10-15 и более саженей, смотря по величине кургана. Такие курганы можно считать окончательно уничтоженными, но около них всё в порядке; земля прибрана в сторону, и не валяется никаких остатков. Если же курган разрыт хищнически кладоискателями или добывавшими из него камень и кирпич, то он много лет являет картину беспорядочного грабежа. Обыкновенно вид таков: середина кургана выбрана сверху, так что образовалась четырёхугольная или круглая яма аршина четыре в диаметре; в нижней части своей яма расширяется и представляется кувшинообразной; земля беспорядочно навалена кругом и на ней валяются полуистлевшие человеческие кости, черепки глиняной посуды, остатки хлебных зёрен, смешанные с золой, древесным углём и всяким мусором. Если склеп был из каменного свода, то тут же в яме и кругом можно найти куски полуистлевшего дуба и остатки камыша, закрывавшие, как надо полагать, могилу. Из костей покойника сохраняются в целости только зубы, остальные же части скелета легко рассыпаются при малейшем ударе.
Внутренность курганов, как выясняется при раскопках, представляет иногда огромный склеп: сажени три в высоту от основания кургана и сажени две и более в квадрате, то есть в ширину и длину. Иногда же погреб в кургане бывает небольшой: от основания идут прямые стенки около полутора аршина высотой, а далее сделан полукруглый свод, так что пустота выходит приблизительно длиной в два с половиной аршина, а шириной и высотой – в два аршина. В большинстве курганов верх склепа делался не сводами из камня или кирпича, а застилался покрышкой из дубовых брёвен или пластового камня. Стенки склепа тоже, вместо камня и кирпича, выкладывались в таком случае дёрном или земляными необожжёнными плитами квадратной формы, которые клались на земляной подмазке вместо извести. Скелеты покойников, в склепе находятся большей частью в сидячем положении, хотя встречаются мертвецы, лежащие обыкновенным образом, как кладутся мёртвые и теперь.

фото: Depositphotos
фото: Depositphotos

Перед склепом находится или один глиняный сосуд с каким-нибудь зерном (пшеницей, просом и другим), или – два, с обеих сторон скелета. Вместо горшков и других глиняных сосудов с зерном, иногда стоят серебряные и медные кувшины, золотые и медные чаши и вазы с разными изображениями. Это делалось, вероятно, смотря по состоянию покойника при жизни. В задних углах склепа попадаются котлы с сожжёнными костями зверей и птиц, съеденных, может быть, при погребении. Скелеты в курганных склепах бывают и мужские и женские. При мужских костяках находят, кроме сосудов, по несколько десятков медных стрел (двухгранные и трёхгранные наконечники длиной около вершка и толщиной в гусиное перо), щиты с изображением разных естественных и мифологических животных, бронзовые ножи, золотые статуйки, айданчики. Иногда в особой отгородке склепа, сделанной из камня или дёрна, находится остов коня, и при нём широкий глиняный горшок с расширенным основанием и ещё более расширенным верхом, вроде цибарки, на дне которой заметны, между землёй, разрушенные хлебные зёрна. Тут же лежат серебряные конские подковы, стремена, удила, медные бляхи, застёжки, гвоздики и другие предметы конской сбруи. При скелете женщины в богатых могилах встречаются: золотые венцы, диадемы с эмалевыми звёздочками, медальоны, золотые ожерелья, серьги, на ручных костях – кольца, перстни, браслеты; в бедных же могилах – монистообразные украшения из костей, раковины с дырочками, тарелочки и брелоки из красной меди, и прочие предметы женского щегольства.
Названия иные из курганов имеют, как известно, старинные, татарские и монгольские, и притом ещё мужские и женские. Таковы: Мали-Бат, Осман, Темир, Орша, Гобун, Саин-Каюн, Дже-же, Фатьма и прочие. Иные носят имена животных, птиц и зверей: Конь, Верблюд, Лисица, Бугай, Орёл, Сокол, Перепёлка, Гусь. Но большинство курганов носят названия позднейшего времени и именуются больше по виду и качеству своему или соответственно характеру своей группы: Широкий, Высокий, Разрытый, Синий, Красный и прочее; есть такие, которые называют по фамилиям жителей, живущих вблизи или имеющих около свои гумна, а также по фамилиям исторических лиц, - например, в Кременской станице есть курган Орлов, получивший своё название от войскового атамана Орлова, который был случайно при этом кургане с толпой местных стариков и, узнав, что курган не имеет имени, условился с последними бежать всем на курган, и кто первый взбежит, - по фамилии того и называть курган; взбежал первым войсковой атаман, - и курган стал называться Орловым. Много также встречается курганов без всякого названия; старинные позабыты, а новых не дано. Есть и такие, которые имеют по несколько названий. Так, иной одними из местных жителей называется курганом Баташкиным, по имени когда то кочевавшего около него калмыка Баташки, другими же он называется просто по каким-нибудь современным своим признакам: Острый, Разрытый, Размытый, и прочее.
В сохранившихся бумагохранилищах хопёрского, усть-медведицкого и частью донецких округов о том, что касается имени курганов и их положения, можно иметь следующие сведения.
В юрте станицы Усть-Медведицкой находятся курганы: Пирамида, Орлов, Высокий, Рубежный, Острый, Липовый, Рытый, Крутой, Гордеев, Ольшанский, Любибогов и Евсаков. В юрте Ново-Александровской станицы – Рыжий, Арчадинский и Безымянный, находящийся в в 250 саженях от поселения станицы. Лет 25 тому назад из кургана этого кладоискатели вырыли каменную фигуру человека. Копали не просто, а с разными суеверными обрядами и с особой мистической торжественностью, так как в народе здесь существует поверье, что клад просто не даётся, и чтобы его взять – нужно уменье. Поэтому в данном случае раскопка производилась только в полуночное время, при чтении псалтыря, и копальщики были с открытыми головами.

первая часть | продолжение

Навигатор Археология и памятники старины
Подборка "Археология"