Найти тему
4,9K подписчиков

«Мир-театр» Асты Бржезицкой

383 прочитали

Друзья, продолжаем праздновать день рождения Асты Давыдовны Бржезицкой! Познакомьтесь со статьёй о выставке по итогам тридцатилетия творческой жизни в Дулёво.

Каширина О. «Мир-театр» Асты Бржезицкой // Декоративное искусство СССР, 1973. – № 7. – С. 52–54.

Атмосферой нарядной праздничности и душевного подъёма встречала зрителя фарфоровая скульптура А. Бржезицкой на выставке в Доме художника [Речь идёт о групповой выставке 13 московских художников, состоявшейся в феврале 1973 года]. В ней целая красочная симфония, где звучные аккорды цвета и фанфарные всплески золота сопровождают сияющую белизну фарфора.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Трубачи». 1968–1969. Дулёво. Высота 45 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-466. Госкаталог: 3472871. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Трубачи». 1968–1969. Дулёво. Высота 45 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-466. Госкаталог: 3472871. Источник: goskatalog.ru

Пластика Бржезицкой буквально «звучит», она напоена музыкальными образами. Звучание труб застыло, материализовавшись в певучих ритмах многофигурной композиции «Трубачи».

Аста Бржезицкая. Скульптура «Мадригал». 1969. Дулёво. Высота 32,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-312. Госкаталог: 3473089. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Мадригал». 1969. Дулёво. Высота 32,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-312. Госкаталог: 3473089. Источник: goskatalog.ru

Мелодия, следуя композиционному строю скульптуры, перепархивает от голоса к голосу и взмывает вверх вместе с занавесом в торжественно-старомодном и современно-ироничном «Мадригале».

Выставка, где Аста Бржезицкая представила впервые одновременно большинство своих произведений за 30 лет творческого «стажа», убедительно продемонстрировала не только самобытность художественного почерка автора, но и те новые позиции, на которые постепенно выдвинулась фарфоровая скульптура.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Новый аттракцион». 1968. Музей Дулёвского фарфорового завода
Аста Бржезицкая. Скульптура «Новый аттракцион». 1968. Музей Дулёвского фарфорового завода

Изобразительные средства фарфоровой пластики подчиняются скульптору легко и непринуждённо, так же как в композиции «Новый аттракцион» звери подчиняются дрессировщику, превращаясь в его руках, по воле автора, в плоские игрушки, в декоративно-орнаментальные фигуры. Юмористической метафорой, неожиданным игровым поворотом композиции Бржезицкая возвращает зрителю свежесть восприятия явлений, очищая их от пыли стереотипных представлений. «Мир-театр», пожалуй, так можно определить основную тему творчества скульптора. Но как менялась во времени её пластическая концепция!

Аста Бржезицкая. Скульптура «Перед выступлением» (из сюиты «Народные таланты»). 1968. Дулёво. Высота 25,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17773. Госкаталог: 7559867. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптура «Перед выступлением» (из сюиты «Народные таланты»). 1968. Дулёво. Высота 25,5 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17773. Госкаталог: 7559867. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Если в ранних работах – полной изящества и элегантности мелкой статуарной пластике – Бржезицкая добивалась от фарфора почти иллюзорной передачи различных фактур, то в последующих её вещах эстетически осмысливаются, входя в декоративно-образный строй вещи, «натуральные» качества самого фарфора.

Аста Бржезицкая. Скульптура «"Русалка" на клубной сцене» (из сюиты «Народные таланты»). 1969 – начало 1970-х. Дулёво. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Источник: izi.travel/ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «"Русалка" на клубной сцене» (из сюиты «Народные таланты»). 1969 – начало 1970-х. Дулёво. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Источник: izi.travel/ru

В триптихе «Народные таланты» материал так же полноправно действует в задуманном спектакле, как и персонажи скульптуры – участники самодеятельности. Архитектоника композиции обусловлена не только реальным соотношением предметов, но и логикой фарфорового литья. Все элементы, связанные перетеканием однородной массы, не отграничиваются друг от друга и не сминаются, подобно изображаемым мягким фактурам. Сюиты, отдельные группы, крупномасштабные и миниатюрные изделия следуют друг за другом, год за годом. Зрителя поражает каскад композиционных находок, безудержной фантазии и взрывчатого остроумия автора.

Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Гамлет» (по мотивам одноимённой трагедии Уильяма Шекспира). 1970. Дулёво. Высота 30,0 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17903. Госкаталог: 12849142. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая. Скульптурная композиция «Гамлет» (по мотивам одноимённой трагедии Уильяма Шекспира). 1970. Дулёво. Высота 30,0 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17903. Госкаталог: 12849142. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Но никакие новые достижения художника не умаляют значения таких вещей 50-х годов, как «Гулливер», «Гамлет», «Тартарен». Красота пластики, чёткость моделировок, тонкость психологических характеристик, благородство цветового контраста придают очарование повествовательным мотивам, составившим значительный этап в творчестве автора. В работах последнего времени А. Бржезицкая силою режиссерского воображения любое событие конструирует как бы заново.

Так, в полиптихе «Вахтанговцы. Принцесса «Турандот», несмотря на портретное сходство актёров, нам раскрываются не только сцены сегодняшнего спектакля, но и образное зерно самой пьесы и неувядаемое воспоминание о первой феерической её постановке самим Вахтанговым.

В едином вихревом движении летят над землёй «Маски», иронией своей разрушая мир предрассудков.

Аста Бржезицкая ввела необычный для фарфоровой пластики метод показа, аналогичный полиэкрану и серийности кинематографа – сюиты. Образно самостоятельные произведения, вступают в постоянно меняющиеся пространственно-временные отношения, подчиняя себе эмоциональную и предметную среду. Этими работами фарфоровая пластика выдвинулась на современные рубежи декоративного искусства, утверждая новые принципы соотношения среды, пластики и пространства.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Хор». 1963. Дулёво. Высота 10,5 см. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина / ФФС 584. Госкаталог: 23999275. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «Хор». 1963. Дулёво. Высота 10,5 см. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина / ФФС 584. Госкаталог: 23999275. Источник: goskatalog.ru

Вся фарфоровая скульптура Асты Бржезицкой создана на Дулёвском фарфоровом заводе. Крепки связи художника с заводом. Многие скульптуры – «Праздник», «Хор», «Дама с собачкой» и др. – создавались ею с учётом возможностей массового тиражирования.

Последняя серия работ скульптора – дань любви и уважения к людям завода: «Дулёвский сувенир», «У нас в Дулёве», «В художественной лаборатории». Без ложного пафоса, вдохновенно, с мягким юмором изображает художница заводские будни. Композиционно-технологическая изобретательность скульптора служит здесь образно-символическому раскрытию трудовых отношений.

Аста Бржезицкая. Скульптура «Ох уж эта молодёжь». 1972. Музей Дулёвского фарфорового завода
Аста Бржезицкая. Скульптура «Ох уж эта молодёжь». 1972. Музей Дулёвского фарфорового завода

Словно многорукое мифологическое божество, сплочённо действуют юные производственники. Цепью летящие в воздухе, расписанные цветами тарелочки образуют гирлянду, венчающую труд людей. Его специфичная для фарфоровых заводов мелодия передается ритмическим «перестукиванием» фарфоровых штук.

Что ещё можно сделать в фарфоровой пластике? Это покажут нам новые работы Асты Бржезицкой.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ячсастлив