Друзья, продолжаем праздновать день рождения Асты Давыдовны Бржезицкой! Познакомьтесь со статьёй о выставке по итогам тридцатилетия творческой жизни в Дулёво.
Каширина О. «Мир-театр» Асты Бржезицкой // Декоративное искусство СССР, 1973. – № 7. – С. 52–54.
Атмосферой нарядной праздничности и душевного подъёма встречала зрителя фарфоровая скульптура А. Бржезицкой на выставке в Доме художника [Речь идёт о групповой выставке 13 московских художников, состоявшейся в феврале 1973 года]. В ней целая красочная симфония, где звучные аккорды цвета и фанфарные всплески золота сопровождают сияющую белизну фарфора.
Пластика Бржезицкой буквально «звучит», она напоена музыкальными образами. Звучание труб застыло, материализовавшись в певучих ритмах многофигурной композиции «Трубачи».
Мелодия, следуя композиционному строю скульптуры, перепархивает от голоса к голосу и взмывает вверх вместе с занавесом в торжественно-старомодном и современно-ироничном «Мадригале».
Выставка, где Аста Бржезицкая представила впервые одновременно большинство своих произведений за 30 лет творческого «стажа», убедительно продемонстрировала не только самобытность художественного почерка автора, но и те новые позиции, на которые постепенно выдвинулась фарфоровая скульптура.
Изобразительные средства фарфоровой пластики подчиняются скульптору легко и непринуждённо, так же как в композиции «Новый аттракцион» звери подчиняются дрессировщику, превращаясь в его руках, по воле автора, в плоские игрушки, в декоративно-орнаментальные фигуры. Юмористической метафорой, неожиданным игровым поворотом композиции Бржезицкая возвращает зрителю свежесть восприятия явлений, очищая их от пыли стереотипных представлений. «Мир-театр», пожалуй, так можно определить основную тему творчества скульптора. Но как менялась во времени её пластическая концепция!
Если в ранних работах – полной изящества и элегантности мелкой статуарной пластике – Бржезицкая добивалась от фарфора почти иллюзорной передачи различных фактур, то в последующих её вещах эстетически осмысливаются, входя в декоративно-образный строй вещи, «натуральные» качества самого фарфора.
В триптихе «Народные таланты» материал так же полноправно действует в задуманном спектакле, как и персонажи скульптуры – участники самодеятельности. Архитектоника композиции обусловлена не только реальным соотношением предметов, но и логикой фарфорового литья. Все элементы, связанные перетеканием однородной массы, не отграничиваются друг от друга и не сминаются, подобно изображаемым мягким фактурам. Сюиты, отдельные группы, крупномасштабные и миниатюрные изделия следуют друг за другом, год за годом. Зрителя поражает каскад композиционных находок, безудержной фантазии и взрывчатого остроумия автора.
Но никакие новые достижения художника не умаляют значения таких вещей 50-х годов, как «Гулливер», «Гамлет», «Тартарен». Красота пластики, чёткость моделировок, тонкость психологических характеристик, благородство цветового контраста придают очарование повествовательным мотивам, составившим значительный этап в творчестве автора. В работах последнего времени А. Бржезицкая силою режиссерского воображения любое событие конструирует как бы заново.
Так, в полиптихе «Вахтанговцы. Принцесса «Турандот», несмотря на портретное сходство актёров, нам раскрываются не только сцены сегодняшнего спектакля, но и образное зерно самой пьесы и неувядаемое воспоминание о первой феерической её постановке самим Вахтанговым.
В едином вихревом движении летят над землёй «Маски», иронией своей разрушая мир предрассудков.
Аста Бржезицкая ввела необычный для фарфоровой пластики метод показа, аналогичный полиэкрану и серийности кинематографа – сюиты. Образно самостоятельные произведения, вступают в постоянно меняющиеся пространственно-временные отношения, подчиняя себе эмоциональную и предметную среду. Этими работами фарфоровая пластика выдвинулась на современные рубежи декоративного искусства, утверждая новые принципы соотношения среды, пластики и пространства.
Вся фарфоровая скульптура Асты Бржезицкой создана на Дулёвском фарфоровом заводе. Крепки связи художника с заводом. Многие скульптуры – «Праздник», «Хор», «Дама с собачкой» и др. – создавались ею с учётом возможностей массового тиражирования.
Последняя серия работ скульптора – дань любви и уважения к людям завода: «Дулёвский сувенир», «У нас в Дулёве», «В художественной лаборатории». Без ложного пафоса, вдохновенно, с мягким юмором изображает художница заводские будни. Композиционно-технологическая изобретательность скульптора служит здесь образно-символическому раскрытию трудовых отношений.
Словно многорукое мифологическое божество, сплочённо действуют юные производственники. Цепью летящие в воздухе, расписанные цветами тарелочки образуют гирлянду, венчающую труд людей. Его специфичная для фарфоровых заводов мелодия передается ритмическим «перестукиванием» фарфоровых штук.
Что ещё можно сделать в фарфоровой пластике? Это покажут нам новые работы Асты Бржезицкой.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ячсастлив