Отрывок из статьи Голикова «На пороге больших высот» 1959 год:
«В лаборатории меня подводят к барокамере, стальной комнате с круглыми иллюминаторами вместо окон. Мощные насосы выкачивают из нее воздух поднимая высь подопытное животное, небольшую собачку. Вдруг собака толстеет на глазах, увеличивается в объеме как резиновая игрушка. Смотрите сюда говорит Модест Иванович, на экране рентгеновского аппарата я вижу как кожа животного отделяется от тела на несколько сантиметров. Барометрическое давление так низко, что у животного закипела вода содержащаяся в тканях, а так же кровь. Ее пары отслаивают кожу – это и есть взрывная декомпрессия. Ей подвержены и живые организмы, в том числе и человек. Опыт окончен. Дверь барокамеры открывается и к моему великому удивлению собака, как ни в чем не бывало, вскакивает и с аппетитом съедает честно заработанный кусок колбасы. Явление кипения проходит для животного безвредно если длится очень недолго, говорит Модест Иванович».
Невероятно, но подобные испытания проходили и на людях. Их фамилии знают только специалисты. О них не писали в газетах, им не вручали наград и высоких званий. Они никогда не были в космосе, однако прошли через неземные испытания в ходе сложнейших экспериментов. Космические условия которые им создавали, больше напоминали не космос, а настоящий ад.
Когда-то в далеком 1960 году начали готовить первый отряд космонавтов. Через полгода, в ходе жесткого отбора были утверждены шесть кандидатов. Один из которых должен был отправиться в космос.
На тот момент космическое пространство было не изучено. Специалисты не могли спрогнозировать как отразятся на человеке большие перегрузки, невесомость и вообще не сойдет ли он с ума в огромном океане бескрайнего космоса. Сможет ли адекватно воспринимать команды и управлять кораблем. Чтобы ответить на эти вопросы и испытать пределы человеческого организма был создан отряд добровольцев, которым предстояло пройти ряд тяжелых испытаний. Под наблюдением ученых в НИИ Авиационной и Космической Медицины. Это было одно из немногих секретных учреждений в котором разрешалось проводить опыты над людьми еще. В 1949 году распоряжение подписал сам товарищ Сталин. В стенах секретного НИИ отважные добровольцы жертвовали свое здоровье испытывая организм на ударных перегрузках в барокамерах, термокамерах, центрифугах, сурдокамерах. В режиме полной изоляции от внешнего мира и абсолютной тишины они проводили несколько месяцев. Стоит отметить что все нагрузки создавались намерено больше чем в предполагаемом полете. Нужно было определить запас прочности человеческого организма и впоследствии создать жизненно необходимую защиту. Только опыты над живыми людьми могли привести к нужному результату.
Однажды была поставлена задача путем эксперимента выяснить, под каким углом нужно установить кресло чтобы космонавт выдержал аварийную посадку? Какой должна быть максимальная скорость падения при которой позвоночник не сломается? Для проведения этого эксперимента были установлены две 14 метровые мачты. Между ними установили кресло которое должно было падать на бетонную площадку с амортизаторами, которые в свою очередь имитировали различные виды грунта.
Из отряда испытателей только четверо согласились на этот безумный эксперимент. Но когда внесли коррективы и увеличили нагрузку трое испытателей отказались принимать в этом участие. Человека который согласился на этот безумный эксперимент звали Джон Гридунов.
Он был единственным кто испытал ударную перегрузку в 50G во время имитации аварийного приземления. Это равноценно тому, что ваше тело вдруг станет тяжелее в 50 раз. Этот рекорд не побит до сих пор. Вот как вспоминает это сам испытатель:
«Я слышу команду внимание приготовиться! Я выдохнул, а команды вниз нет и я вдохнул. И в этот момент когда я вдохнул и подвинулся в кресле они меня и сбросили. Три дня потом голова гудела».
Джон Гридунов был поистине уникальным человеком. Он участвовал в самых тяжелых экспериментах от которых практически все отказывались. Джон Гридунов был назван в честь американского писателя и активиста Джона Рида.
В 1941 году Гридунов поступил в Луганскую военно-воздушную академию. Во время второй мировой войны он служил механиком в авиационных полках. Очевидцы вспоминают, что он всегда ставил самую высокую планку, выдавал рекордные показатели на пределе человеческих возможностей.
Гридунов выдержал перегрузку в 19G в области грудного отдела позвоночника, на центрифуге при медленном увеличение нагрузок. Это равносильно тому, что ваше тело постепенно набирает чудовищный вес и достигает полутора тонн. Вот как вспоминает это сам Гридунов:
«Я чувствовал что лицо поплыло и превратилась в блин. Щеки съехали ниже подбородка, а на грудь навалилось тяжесть которая меня вот-вот раздавит. Потом увидел чёрное небо и звезды и потерял сознание. Центрифуга остановилась, меня сняли и оказалось, что я весь в крови. Она вытекала из носа ушей, а я даже не почувствовал этого».
Специалистов и конструкторов очень волновала аварийная ситуация при которой происходит разгерметизация на большой высоте. Было известно, что при быстром падении давления человеческая кровь закипает, после чего наступает смерть. Для предотвращения подобных ситуаций был разработан высотно - компенсирующий костюм. Оценить его надежность вновь пришлось добровольцам-испытателем. На человека надевали костюм и помещали в барокамеру, после чего очень быстро откачивали воздух, таким образом имитируя высоту в 40 километров. Холодная вода в колбе стоявшая рядом с испытателем начинала закипать. Точно также закипела бы и кровь человека если бы испытываемый костюм имел небольшое нарушение герметичности. По воспоминаниям Гридунова, он иногда чувствовал как закипает его кровь. Медики наблюдавшие за ним не давали гарантии, что эксперимент закончится успешно.
В 1965 году космонавты Беляев и Леонов не удачно приземлились в зимней тайге. Поисковики потратили двое суток прежде чем космонавты были найдены. После этого комиссия приняла решение исследовать возможности человека при аварийной посадке в холодную воду.
Джон Гридунов в ходе эксперимента провел 13 часов в холодной воде. температура которой была минус 4 градуса по шкале Цельсия. На нем испытали защитные свойства спасательного костюма.
В 1965 году Гридунов испытывал возможные чрезвычайные ситуации при имитации полета на Луну. В течение восьми дней в барокамере, сразу после тренировок на центрифуге, Гридунов испытывал искусственно созданную жару и недостаток кислорода. При тестировании системы контроля температуры во время имитации полета на Луну, Гридунов был назначен командиром отряда из 3 человек, но только он один прошел это испытание. Он сидел в барокамере, в скафандре внутри которого стояла адская жара. Дышать приходилось только чистым кислородом. Ходить в туалет запрещалось. Вот как вспоминал об этом сам испытатель:
«Парилка была такая, что я сидел в луже собственного пота. Чувство времени нарушилась. Как-то при кормлении мне впрыснули лишнюю порцию творога и он разбрызгался по гермошлему. Из-за жары творог быстро испортился и несколько суток пришлось дышать жуткой вонью. В другой раз перекрыли кислород. Оказывается это была очередная водная внештатная ситуация. Но я продержался не 7, а 8 суток».
Несмотря на огромный вклад в развитие советской космонавтики Гридунов не имел наград, в отличии от именитых космонавтов. Леонов, Попович и многие академики подавали обращение на присвоение Гридунову звания Героя России, но сразу же получили отказ. Сам испытатель как-то сказал:
«Космонавты преодолели расстояние, завоевали космос. Я преодолел себя, завоевал свой собственный внутренний космос».
Уже в более зрелом возрасте у испытателя начали появляться проблемы со здоровьем. Отказали ноги, врачи не исключали, что это последствия тяжелых экспериментов.
12 августа 2015 года уникальный и непревзойденный испытатель ушел из жизни. Джон Иванович Гридунов похоронен на Митинском кладбище в Москве.