Первая война Митридата с Римом началась в восемьдесят девятом году до нашей эры. Поводов набралось много, Рим и Понт боролись за Каппадокию и поочередно возводили на ее трон своих ставленников. К этому добавилось столкновение интересов в Вифинии, где за трон боролись два наследника. Одного поддержал Рим, другого – Понт, и, хотя Митридат все же решил уступить, это не остановило давно назревавшую войну. Новый правитель Вифинии при поддержке Рима вторгся на территорию Понта и потерпел сокрушительное поражение. Один из римских командующих Маний Аквилий также был разбит, взят в плен и казнен. После этого остатки римских войск предпочли вовсе покинуть Малую Азию и перебрались в Грецию. Почти весь полуостров перешел под контроль Митридата, местное население приветствовала его как освободителя, а римские граждане подверглись жестокой расправе.
На Апеннинах в это время шла Союзническая война с италийскими племенами, поэтому римляне не могли своевременно среагировать. Кстати италики отправляли послов к Митридату и просили о помощи, но понтийский цель отказал, он рассчитывал на то, что Рим признает текущую расстановку сил и оставит Малую Азию ему, но, как и многие противники римлян он сильно переоценил их готовность к компромиссам.
На следующий год понтийские войска переплыли Эгейское море и заняли Аттику, Беотию и Пелопоннес. Однако, когда италики были побеждены, в Греции с пятью легионами высадился Сулла. Несмотря на большие потери во время долгой осады Афин, после взятия города Сулла сумел разгромить две большие армии понтийцев. В первой битве ему противостояло шестьдесят, а во второй почти 80000 солдат противника. Римляне уступали числом, но сумели использовать преимущества местности не дававшей простора таким массам понтийских войск. Полководцы Митридата отчаянно сопротивлялись, однажды под натиском войск противника Сулле пришлось лично возглавить атаку, чтобы переломить ход сражения. Потеряв лучшие силы, понтийцы были вытеснены обратно в Малую Азию.
Евпатор был вынужден отказаться от всех новых завоеваний и только борьба за власть в Риме, требовавшая личного присутствия Суллы, помешала тому добиться еще большего. Стороны даже не составили письменного документа, ограничившись устными договоренностями, таким образом Рим не нанес окончательного поражения Митридату и дальнейшее столкновение были вопросом времени.
Последняя десятилетняя война Понта с Римом началась в семьдесят третьем году до нашей эры. Поводом вновь стали споры за Вифинию, хотя стоит сказать, что исход войны стал ясен довольно быстро и только большие владения Митридата позволяли ему отступать и продолжать борьбу. На этот раз понтийскому царю решительно не везло, много сил и времени было потрачено на осаду вифинских городов. Армию преследовали то голод, то эпидемии. В итоге, когда к понтийскому войску начала подбираться армия консула Лукулла, Митридат предпочел отступить в глубь страны. Дальнейшая война свелась к преследованию римлянами понтийских войск. Понтийцы действовали очень не организованно, позволяя римлянам разбивать их соединения по частям. Неуклонное наступление римской армии сеяло панику в войске Митридата. В решающем сражении, когда его солдаты побежали, он сам едва не попал в плен. Понтийское царство была обречено, но Митридат не сдавался, он искал помощи у своего соседа Тиграна Великого, затем даже отвоевал часть своих владений обратно, но снова был разбит теперь уже Помпеем и бежал на Боспор. Хотя ему было уже почти 70 лет, он все еще намеревался продолжать борьбу и собирал новую армию, но видя безнадежность его положения, солдаты во главе с его сыном Фарнаком Вторым подняли мятеж, и Митридат покончил с собой.
Фарнак, кстати, так и не оставил стремление вернуть владения своего отца. Воспользовавшись последовавшей гражданской войной в Риме, он высадился в Понте и захватил Синоп, но это была настолько незначительная для римлян угроза, что быстрый разгром Фарнака Цезарем вошел в историю крылатой фразой: «пришел, увидел, победил». Понтийское царство было поглощено Римом, как многие государства до и после него, но упорство и воля Митридата Евпатора заслужили уважение и даже восхищение римлян. Историки античности единодушно отзываются о нем, как о выдающемся правителе, а о его деятельности сегодня напоминает город Евпатория, носящий имя понтийского царя.
Статьи с похожей тематикой: