Восточный театр морской борьбы в годы 2-й мировой войны был очень сложен в плане погодных и гидрографических условий; так что успехи подводных лодок в деле уничтожения судов противника на этом фронте были довольно скромными у обеих сторон (и у Германии, и у СССР). Они никогда не достигали тех цифр, которые фигурировали в войне на Западе. Правда, нужно учесть, что большинство своих побед на Западе самые результативные германские подводники одержали на начальном этапе войны, когда у противника не только не была налажена противолодочная оборона, но и транспортные суда еще ходили в одиночку, не объединяясь в конвои. Советский же флот вступил в войну, когда окруженные боевыми кораблями сопровождения конвои транспортных судов стали обычным делом, а методы противолодочной борьбы были уже на достаточно высоком уровне. Да и моря, омывающие территорию Советского Союза, в основном северные, непохожие на довольно спокойные тропические и средиземноморские воды; они изобилуют туманами и штормами, затрудняющими действия кораблей. Поэтому неудивительно (к тому же, учитывая невысокий технический уровень значительной части советских подлодок), что за всю войну результативность самых успешных наших лодок составляла около 4-5 потопленных вражеских судов и кораблей. Казалось бы, это очень мало на фоне победных счетов германских подводных асов, топивших англичан десятками; но как уже говорилось, это происходило в основном в спокойных глубоких водах и в начале войны, при отсутствии сил сопровождения и противолодочных средств – недаром этот период немцы называли «золотым времечком» и сожалели об его окончании. Что же касается германских лучших подводных лодок, сражавшихся против советского флота в наших суровых морях, то и их результативность за всю войну так же не превышает 4-5 потопленных кораблей и судов.
Вообще, успешность атаки подводной лодки в годы 2-й мировой войны было определить очень трудно, порой просто невозможно. Тем более в советском флоте, в котором средства объективного контроля полностью отсутствовали. И если немецкие, британские и американские подводники в случавшихся поначалу идеальных условиях использовали возможность зафиксировать уничтожение врага на фото и даже киноаппаратуру, то советские моряки, как правило, не имели и такой техники. К тому же, при высоком уровне развития противолодочной обороны, достигнутом уже к 1941 году, попытки зафиксировать зрительно уничтожение врага являлись фактически самоубийством – корабли охранения тут же обнаруживали перископ или определяли место лодки гидролокатором, и уничтожали ее глубинными бомбами. Поэтому перископ опускался сразу после пуска торпеды, и лодка начинала маневр уклонения; в момент выстрела включался секундомер, который останавливали при звуке взрыва. Если пройденное торпедой расстояние совпадало с дистанцией до цели, объект считался пораженным. Однако далеко не всегда взрыв, даже совпавший по времени с ходом торпеды, означал попадание в цель. Его мог вызвать удар о подводную скалу, отмель или берег; бывали и самопроизвольные срабатывания взрывателя. К тому же подводники могли принять за попадание взрыв глубинной бомбы, сброшенной кораблем охранения - для профилактики или по ложной цели. Именно по этим причинам заявки как советских, так и немецких подводников о потоплении вражеских судов значительно превышали реальные потери сторон. А послевоенные исследования в этой области у нас длительное время не велись: советское руководство по непонятным причинам сразу же засекретило информацию не только о своих потерях, но и о предполагаемом ущербе, нанесенном флотам противников. А так как интерес к этому вопросу был высок, исследователи были вынуждены обращаться не к документам, а к источникам, не отличавшимся научной объективностью – к мемуарам подводников. Но эмоциональные воспоминания ветеранов о перенесенных трудностях и опасностях, помноженные на некомпетентность части исследователей в военно-морских вопросах только запутали дело. В результате в исторической литературе начали «гулять» цифры побед, сопоставимые с количеством проведенных торпедных атак, чего просто не могло быть в боевых условиях. Так партийные пропагандисты начали приписывать советским подводникам успехи, весьма далекие от реальных результатов.
Но сегодня в связи с открытием многих архивов и возможностью обратиться к зарубежным исследованиям в данной области можно проследить судьбу практически всех кораблей и судов, попадавших в прицелы советских подводников. Таким образом, за последние десятилетия были проведены исследования, позволившие достаточно точно определить реальные боевые счета всех советских подводных лодок и их экипажей.
По уточненным данным в годы Великой Отечественной войны советские подводники торпедами и артиллерией (без учета потерь от минного оружия) потопили 104 транспортных судна общим тоннажем 258.902 брт и повредили 17 транспортов, тоннажем 67.023 брт. Кроме того, они потопили 20 боевых кораблей и вооруженных вспомогательных судов, и еще 4 повредили.
На минных полях, выставленных предположительно подлодками, погибли 16 транспортов (35.909 брт) и 14 боевых кораблей. Но этот ущерб противника обычно не суммируется с ущербом, нанесенным в прямых боевых столкновениях торпедами и артиллерией, так как минные поля выставлялись не только подлодками, но и надводными кораблями, и авиацией. Так что уверенно утверждать, что то или иное судно подорвалось именно на мине, выставленной лодкой, просто невозможно.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЛОДОК ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ТИПАМ
Большие лодки типа «Декабрист»
Во время войны в строю числились 5 лодок типа «Д», из которых в боевых походах участвовали 4. В войне потеряно 3 «Декабриста»: 2 в походах и 1 (неисправный) - при эвакуации взорван экипажем.
Лодки типа «Д» провели 33 атаки; при этом торпедами и артиллерией потопили 3 транспорта (общим тоннажем 6.575 брт), 1 транспорт повредили. Самая результативная лодка этого типа – балтийская Д-2 «Народоволец» (12 атак; торпедировала транспорт на 4.090 брт и 1 транспорт повредила).
Большие лодки типа «Правда»
В строю находилось 3 лодки. Числились учебными и для боевых целей не применялись, побед не имели. В транспортном походе потеряна 1 лодка.
Большие лодки типа «Крейсерская» («Катюша»)
В строю находились (и в течение войны вступили в строй) 10 кораблей этого типа. Потери «Катюш» составили 5 лодок – все в боевых походах.
За время войны «Крейсерские» лодки провели 63 атаки, потопив торпедами и артиллерией 12 транспортов (9.358 брт) и 2 боевых корабля. Кроме того, на выставленных «Катюшами» минных полях (21 минная постановка) предположительно погибло 8 транспортов (20.694 брт) и 3 корабля. Еще 2 транспорта и 1 боевой корабль «Крейсерские» лодки повредили. Самая результативная лодка этого типа – балтийская К-56, в 9 атаках потопившая торпедами 2 транспорта тоннажем 4.142 брт, а артиллерией – шхуну на 57 брт. Но при учете минного оружия на первое место выдвигается североморская К-1, сделавшая 8 минных постановок. На предположительно ее минных полях погибло 7 вражеских судов: 5 транспортов общим тоннажем 15.947 брт и 2 боевых корабля.
Средние лодки типа «Щука»
В составе советского ВМФ числилось 84 лодки типа «Щ», построенных в шести сериях. 27 тихоокеанских «Щук» в боевых действиях не участвовали. В боевых походах погибло 30 лодок типа «Щ»; кроме того, 4 лодки погибли не в боевой обстановке: одна при столкновении с надводным судном, другая из-за ошибки в прокладке курса наскочила на советское минное заграждение, третью разбило о берег штормом. А 1 тихоокеанская «Щука» стала жертвой вражеской диверсии. Таким образом, за время войны советский ВМФ лишился в общей сложности 34 лодок типа «Щ».
57 ходивших в боевые походы «Щук» за войну провели 260 атак. Торпедами и артиллерией они потопили 42 транспорта (77.308 брт) и 6 боевых кораблей; еще 7 транспортов были повреждены. Самой результативной «Щукой» по количеству потопленных судов стала черноморская Щ-214, уничтожившая 6 транспортов (правда, 5 из них были малыми судами, в результате потопленный общий тоннаж составил всего 3.914 брт). Поэтому рекордсменом среди «Щук» по уничтоженному тоннажу стала балтийская лодка Щ-407 (10 атак), торпедировавшая 2 крупных транспорта общим тоннажем 13.308 брт.
Средние лодки типа «Сталинец»
В строю находились (и в течение войны вступили в строй) 31 подводная лодка типа «С» двух серий. В боевых походах погибли 14 «Сталинцев», еще 1 неисправная лодка типа «С» была взорвана экипажем из-за невозможности эвакуации.
За время войны «Сталинцы» провели 115 атак; потопили торпедами и артиллерией 19 транспортов (80.171 брт) и 7 боевых кораблей. Еще 7 транспортов и 2 корабля были повреждены. Самой результативной лодкой не только этого типа, но и всего подводного флота Советского Союза стала балтийская С-13. За время войны в 12 атаках она потопила торпедами 4 транспорта общим водоизмещением 43.896 брт и артиллерийским огнем - еще 1 транспорт на 290 брт; кроме того, С-13 повредила торпедами 2 транспорта.
Малые лодки типа «Малютка»
В годы войны в составе ВМФ числилось 99 лодок типа «М» (построенных в четырех сериях). 42 из них (в основном тихоокеанские) в боевых действиях не участвовали. Потеряны за время войны (по разным причинам) 31 «Малютка», еще 5 лодок этого типа были разобраны на металл.
57 воевавших «Малюток» за время войны провели 156 атак, потопив торпедами и артиллерией 12 транспортов (24.794 брт) и 3 боевых корабля; 5 транспортов и 1 корабль получили повреждения. Самая результативная (по потопленному тоннажу) лодка этого типа – североморская М-171 (20 атак), потопившая 1 транспорт на 4.969 брт (еще 1 транспорт она повредила). По количеству попаданий ее опередила черноморская М-111, в 21 атаке торпедировавшая 2 транспорта на 4.319 брт и повредившая торпедой еще одно судно.
Подводные минные заградители типа «Ленинец»
В ходе войны в составе советского ВМФ числилось 24 подводных заградителя типа «Л»; 4 тихоокеанских «Ленинца» участия в боевых действиях не принимали. В боевых походах было потеряно 6 заградителей. Еще 2 неисправные лодки типа «Л» были законсервированы до конца войны.
Участвовавшие в войне 18 «Ленинцев» провели 48 атак и 68 минных постановок. Торпедами и артиллерией они потопили 10 транспортов (28.124 брт) и 4 боевых корабля (в этих результатах не учтен 1 потопленный японский транспорт, по которому нет точной информации). На минах, предположительно выставленных «Ленинцами», погибли 7 транспортов (15.012 брт) и 12 кораблей. Кроме того, всеми видами оружия заградителей типа «Л» еще 6 транспортов было повреждено. Самой результативной лодкой этого типа по потопленному торпедами тоннажу стала североморская Л-20 (4 атаки, 11 минных постановок). Она торпедировала 2 крупных транспорта общим тоннажем 12.549 брт. Но если учитывать и суда, погибшие на выставленных заградителями минных полях, то на первом месте окажется балтийская Л-3. В 16 атаках она потопила торпедами 2 больших транспорта (10.743 брт), а на выставленных предположительно ею минах (11 постановок) погибли 5 транспортов общим тоннажем 11.708 брт. При этом именно Л-3 принадлежит первенство в ВМФ СССР по числу уничтоженной живой силы противника: на торпедированном этой лодкой транспорте «Goya» погибло от 6 до 7 тыс. человек.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЛОДОК ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ТИПАМ
Малые лодки типа «Американский Голланд»
К началу войны в строю числились 5 лодок типа «АГ», из которых 4 были боеспособными и участвовали в походах. В войне потеряно 2 лодки этого типа: 1 в боевом походе и 1 неисправная уничтожена экипажем при оставлении Севастополя.
«АГ» за время войны провели 13 атак, потопив торпедами 1 транспорт на 3.493 брт (А-3) и 1 боевой корабль (А-2); еще 1 транспорт поврежден (А-5).
Средние лодки типа «Ронис»
Ввиду плохого технического состояния находились в капитальном ремонте и в походах не участвовали. Обе лодки уничтожены экипажами через месяц после начала боевых действий.
Средние/малые лодки типа «В»
От Великобритании в 1944 году получено 4 лодки типа «В», но 1 из них была потеряна еще во время перегона в СССР. Остальные корабли до конца войны провели 4 атаки, потопив торпедами 2 корабля противолодочной обороны (по одному - В-2 и В-4).
Подводные минные заградители типа «Калев»
В строю находилось 2 заградителя этого типа: «Калев» и «Лембит». «Калев» погибла осенью 1941 г, во втором походе, не успев причинить противнику никакого вреда. «Лембит» за время войны провела 8 атак и 6 минных постановок, потопив торпедами 1 транспорт (2.414 брт), и еще 1 транспорт повредив. На выставленных ею минах подорвался и получил повреждения 1 боевой корабль.
По книге А.В. Платонова «Энциклопедия советских подводных лодок 1941-1945».
2МВ: советский подводный флот. Большие подлодки
2МВ: советский подводный флот. Средние подлодки
2МВ: советский подводный флот. Малые и «иностранные» подлодки
2МВ: советский подводный флот. Подводные минные заградители
2МВ: самые результативные подлодки СССР
2МВ: советский подводный флот. Самые результативные асы
2МВ: советские тяжелые и дальние бомбардировщики
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории