Найти тему
Аква-Космос

4 крупнейших кораблекрушений, о которых мало кто знает

Оглавление

От кораблекрушения военного времени, унесшего больше жизней, чем «Титаник», до катастрофы 1980-х годов, мы расскажем о четырёх трагедиях, о которых вы, возможно, даже не слышали.

«Ланкастрия»

По словам Черчилля, героическая эвакуация союзных войск из Дюнкерка, возможно, была «чудом», но всего через несколько недель еще одна эвакуация из Франции превратилась в кошмар. 17 июня 1940 года «Ланкастрия», бывший круизный лайнер, который был введен в состав флота Британии в качестве военного корабля, сыграл ключевую роль в операции «Антенна» – смелой попытке вывести из Франции гражданских лиц и солдат. «Ланкастрия» приняла на борт тысячи людей, стоя на якоре недалеко от Сен-Назера у западного побережья Франции. Среди них были беженцы и пилоты ВВС. Капитану было прямо приказано забрать «как можно больше людей, не считаясь с ограничениями, установленными международным правом».

«Ланкастрия»
«Ланкастрия»

Вскоре после этого «Ланкастрия» была атакована немецкими самолетами, одна бомба угодила в дымовую трубу, вызвав взрыв в машинном отделении. Топливо хлынуло в море и загорелось. Немецкие самолеты развернулись и начали расстреливать оставшихся в живых, барахтающихся в пылающих волнах. Неисчислимое число людей утонуло или было застрелено – считается, что по крайней мере 4000 человек погибли, что делает эту катастрофу хуже, чем потопление «Титаника» и «Лузитании» вместе взятых.

«Принцесса Алиса»

Не все кораблекрушения происходят в открытом море. Одно из худших событий в британской истории произошло на спокойной реке Темзе в 1878 году. Однажды вечером в сентябре того же года гребной пароход «Принцесса Алиса» возвращался в Лондон из Грейвсенда. На борту было множество жителей Лондона, которые наслаждались речным круизом после приятной прогулки по садам Росервилля в Грейвсенде.

Но спокойствие было внезапно нарушено приближающимся кораблем. Это был «Байуэлл Касл», направлявшийся за грузом угля. Из-за трагического недопонимания между двумя капитанами произошла катастрофа, когда корабли врезались друг в друга, а «Принцесса Алиса» была полностью уничтожена.

Катастрофа парохода «Принцесса Алиса». «Harpers Weekly», 12.10.1878.
Катастрофа парохода «Принцесса Алиса». «Harpers Weekly», 12.10.1878.

Люди не просто утонули – их поглотили неочищенные сточные воды из недавно открытых шлюзов, и более 650 человек погибли в нечистотах. Журналист описал мрачные последствия: «В следующие две недели мы не раз видели незнакомцев, обычно парами, которые с потерянным и меланхоличным видом ходили по улицам, ожидая, пока их мертвецов доставят на берег; и каждый день мы видели одни и те же печальные лица, когда они проходили мимо ужасного множества трупов на верфи, искали близких, которые никогда больше не увидят их на земле».

Современная реконструкция катастрофы "Принцессы Алисы" в Национальном морском музее, Гринвич
Современная реконструкция катастрофы "Принцессы Алисы" в Национальном морском музее, Гринвич

«Султанша»

В 19 веке в Соединенных Штатах также разразилась ужасная речная катастрофа. 27 апреля 1865 года пароход «Султанша» стал местом трагедии на Миссисипи. В то время страна еще не оправилась от разрушительной гражданской войны, и «Султаншу» наняли для перевозки тысяч солдат Союза, освобожденных из лагерей для военнопленных Конфедерации. Стремясь заработать как можно больше денег, капитан сильно перегрузил «Султаншу», не произведя при этом необходимый ремонт корабельных котлов.

Катастрофа парохода «Султанша». «Harpers Weekly», 20.05.1865.
Катастрофа парохода «Султанша». «Harpers Weekly», 20.05.1865.

Тысячи пассажиров были упакованы, как кильки в банке, на корабле, рассчитанном на перевозку менее 400 человек. Деревянные палубы скрипели и прогибались под тяжестью людей. Затем внезапно взорвались котлы. Дымовые трубы обрушились на пассажиров, повсюду разлетелись осколки. Те, кто не погиб мгновенно, утонули или умерли от переохлаждения в Миссисипи. Точное количество погибших обсуждается, но самая низкая оценка составляет около 1200 человек.

«Донья Пас»

Самой страшной морской катастрофой, когда-либо случавшейся в мирное время, был не «Титаник». И это произошло на памяти ныне живущих людей – 20 декабря 1987 года. Каким-то образом, несмотря на то, что катастрофа унесла более 4000 жизней, «Донья Пас» не стала нарицательным именем, хотя её окрестили азиатским «Титаником».

«Донья Пас» до трагедии
«Донья Пас» до трагедии

«Донья Пас» была пассажирским паромом, который в роковую ночь своего потопления следовал по Филиппинам с острова Лейте в Манилу. Громадный корабль был переполнен, с тысячами дополнительных пассажиров сверх тех, что были указаны в официальном реестре. Люди спали вповалку на кроватях и даже в коридорах. Почти все погибли, когда корабль столкнулся с нефтяным танкером – удар, который разорвал «Донью Пас» напополам и вызвал ужасный пожар.

Пожар на "Донье Пас"
Пожар на "Донье Пас"

Среди ревущего пламени царил хаос, пассажиры не могли найти спасательные жилеты и были вынуждены цепляться за чемоданы. Только 26 человек выжили в огненном аду.

  • Изображения из открытого доступа (CC BY). Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делать на нас ссылку!
  • Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» теперь и в Telegram. Там мы иногда пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.

Если Вам понравилось, жмите на большой палец и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интереснее!