В своем романе Достоевский очень тщательно исследует внутренний мир людей, разных слоев общества: и Свидригайлова, и Родиона Раскольникова, и Разумихина. Достоевский ставит сложные, социальные, философские и нравственные вопросы, имеющие общечеловеческое значение. На страницах романа высказываются резко противоположные суждения.
1. Родион Раскольников -«Кровь по совести». Если Наполеоны сталкиваются с препятствиями , они имеют право и даже обязаны устранить его на основании права на «кровь по совести». Она противоположна идеям православия: Перед Богом все равны и кровь не допустима. Она возможна не для всех людей. Следом за старухой он убивает ее сестру, что является опровержение теории: за спланированным убийством следует вынужденное убийства «без совести». Он был уверен, что совершит убийство только по плану.
"Тварь ли я дрожащая или право имею?
Теория бедного студента Родиона Раскольникова основывается на страшном разделении всего человечества на две категории: первые — это сильные люди, подобные Наполеону, которым позволено ради благой цели все, даже убийство и остальные, так называемые «твари дрожащие», безликая толпа. Обыкновенные: обычные люди, которые живут в послушании. Обязаны приумножать численность
Необыкновенные: имею право совершать преступления и быть безнаказанными, двигают мир и ведут к цели. Наполеон, Соломон,Ликург.
2. Разумихин- теория "Малых дел"
Его теория подразумевает искоренение социального неравенства, то есть равенство всех. Разумихин убежден, что образованные молодые люди должны работать учителями, юристами, врачами и т.д. Он помогает всем, кому может: Дуне, Пульхерии Ивановне, Раскольникову... Большое дело он предлагает делать потихоньку: "Помаленьку начнем, до большого дойдем, по крайней мере прокормиться чем будет, и уж во всяком случае свое вернем.
3. Лужин - теория "Целого кафтана"
Согласно экономической теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана. На первый взгляд эта теория звучит вполне логично и убедительно.
Достоевский утверждает, что жить по какой бы то ни было теории нельзя. "Красота спасет мир",- говорил Достоевский.