17 марта 1892 года в городке Новозыбково Черниговской губернии – на стыке современных Украины, Беларуси и России в семье служащих родилась Александра Митрофановна Бельцова.
В двенадцать лет она лишилась родителей, но в 1914 году несмотря ни на что поступила в Пензенскую художественную школу. Любопытно отметить, что одним из основоположников пензенской художественной школы был Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905 гг.), почти пять лет проживший в Даугавпилсе, с которым связано написание его известнейших картин. В числе сокурсников Александры оказалось несколько латышей, в том числе и Роман Сута, ставший впоследствии ее мужем. В 1917 году художественная школа была окончена. После Пензы оба оказались в Петрограде. Сута пошел в стрелки, а Бельцова стала брать частные уроки у конструктивиста Натана Альтмана.
С 1919 года художница жила в Риге. В 1922 году она стала женой Р.Суты, причем посаженным отцом на свадьбе был Райнис. Очевидно с того дня вынашивался написанный в 1923 году в реалистической манере портрет Райниса. Медовый месяц прошел на втором этаже дома №20 на бульваре Аспазияс.
Художница прожила долгую трудовую жизнь, но самым интересным в творческом плане считается период 20-х годов
В самом начале своей рижской жизни А. Бельцова обратилась к натюрморту и фигурным композициям. Специалисты отмечают, что в ее работах этого периода четко прослеживаются два влияния. С одной стороны – ее работы родственны картинам В. Тона, а с другой, прослеживается влияние Петрова-Водкина. Критики отмечали, что в ее картинах чувствовался особый стиль, форма цвета, накал эмоций.
После портрета Райниса последовал автопортрет. Можно сказать, что в это время определился тот сектор творчества художницы, где она работала в близкой к реализму манере. Это портреты женщин, которые особенно характерны для ее творчества 30-х годов, к которым она пришла не без влияния феминизма, уже набиравшего в силу межвоенной Европе.
В 20-е годы А.Бельцова приобрела известность своими кубическими композициями. Работы 1922-го и 1923-го годов считаются образцами кубизма. Она смело использует контрастные цвета, такие как розовый и фиолетовый, белые и серые точки.
Для русской эмиграции, в том числе и для русской латвийской интеллигенции работы Бельцовой были слишком революционны, казались яркими отголосками тех революционных изменений, которые происходили в России после 1917 года в искусстве и не только. В этой среде больше ценился дореволюционный академизм и передвижники. Впрочем, это не помешало художнице самым тесным образом сотрудничать с крупнейшим русским предприятием межвоенной Прибалтики – фарфорово-фаянсовым рижским предприятием Кузнецовых. Александра Бельцова смело воплотила идеи кубизма в росписи керамики. Был успешно реализован тандем, в котором фабрика Кузнецовых предоставляла художнице материал для работы, а она давала привычному материалу новое звучание. Сегодня эти расписанные Бельцовой тарелки представляют большую значимость для ценителей. Одна из них хранится в Севрском музее керамики.
Александра Трифоновна прожила долгу жизнь, и до самых последних дней своей жизни, до 1981 года она оставалась молодым по духу и смелым по замыслу художником, навсегда вписавшим свое имя в историю латышской живописи.