В этот краткий #обзор вошли только самые важные явления русской живописи и "большие" художники. Если вам интересна эта тема, то на канале есть отдельные статьи о картинах русских художников.
Конец X - XVII века
История русской живописи берет своё начало с искусства Византии. С идеологией христианства на Руси распространяется иконопись. Вслед за ней фресковая #живопись и мозаики. Третью группу памятников живописи Руси составляют рисунки в красках, украшающие страницы рукописей летописцев - миниатюры.
Иконы:
Мозаики и фрески:
Миниатюры:
XVIII век
В XVIII веке в русской культуре произошёл крутой перелом. Особенно решительно в период царствований Петра I и Елизаветы Петровны. Когда от иконописца потребовали светской живописи: портретов, аллегорических сцен, баталий - он начал робко копировать работы западноевропейских мастеров.
Из отправленных Петром за границу для изучения живописи юношей особенно способными оказались двое:
Иван Никитин
Андрей Матвеев
В 1757 году в Санкт-Петербурге открывается Академия художеств. Начинается эпоха академического искусства. Развитие идет медленно, очень немногие художники могут правдиво писать натуру.
Самым популярным портретистом становится Дмитрий Григорьевич Левицкий:
Ему на смену явился новый мастер портрета - Владимир Лукич Боровиковский:
XIX век
До первой половины XIX века русская живопись оставалась в руках академии и во власти светской моды. Первым портретистом тех времен был Орест Кипренский:
Вслед за портретами в обиход входят городские пейзажи. Лучшим русским мастером в этой области стал Федор Яковлевич Алексеев:
Жанровыми сценами из дворянской жизни занимался Алексей Гаврилович Венецианов. Его также считают отцом жанровых сцен из крестьянской жизни:
В течение 30-50-х годов XIX века огромную роль в русской живописи играли Брюллов и Бруни.
Карл Брюллов:
Полный обзор этой картины я уже делала на канале. Если интересно, оставлю ссылку на него ТУТ.
Фёдор Бруни:
Их современником был Павел Андреевич Федотов. Этот художник стал родоначальником нового направления в русской живописи - критического реализма.
На рубеже между старой и новой школой русской живописи находится творчество Александра Андреевича Иванова:
Это самая большая картина в Третьяковкой галерее, обзор на неё ТУТ.
Вместе с вступлением на престол Александра II, который вошёл в историю России как проводник широкомасштабных реформ, в русской живописи происходит переворот. В последней трети XIX века новые #художники целенаправленно противопоставляли себя академистам. В 1871 году они организовали "Товарищество передвижных выставок.
Теме передвижников и дальнейшей судьбе русской живописи предлагаю выделить отдельную статью. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение. А если статья понравилась, буду рада вашим лайкам. Пока пока.