Найти тему
Исторический музей

Первое слово в 65 лет: как начался Ликбез в РСФСР

Оглавление

Ликбез - один из самых успешных проектов XX века про мечты отечественных просветителей о всеобщей грамотности.

В середине XIX века грамотными были всего 4 из 70 млн граждан Российской империи, а введение всеобщего обучения казалось чем-то невероятным

Впервые проблема всеобщей грамотности была поставлена российскими энтузиастами-просветителями ещё в середине XIX века, когда грамотные составляли лишь 6% от 70-миллионного населения страны. Отмена крепостного права и развитие капитализма сделали эту проблему ещё более острой.

-2

Особо горячо за введение всеобщего начального обучения выступали земские деятели, поставившие этот вопрос уже на первых заседаниях земских собраний 60-70-х гг. XIX века, что само по себе казалось чем-то «фантастическим».

Историк Б. Веселовский писал: «Ещё не было учителей, не было школ и средств, а уже были мечты об осуществлении всеобщего образования. Их создавали примеры Западной Европы и острая боль стыда за «тёмную Россию».

К концу XIX века благодаря усилиям общества, государства и частных лиц общий уровень грамотности вырос в 3 раза, однако в 1897 году он составил 21,1%

В тронной речи по случаю открытия I Государственной Думы 26 апреля 1906 году Николай II включил народное просвещение в число основных государственных приоритетов. В 1911 году III Государственная Дума приняла финансовый план всеобщего обучения, согласно которому создание материальной базы для достижения всеобщей грамотности планировалось к концу 1920-х годов.

Новейшая полная российская азбука, содержащая в себе молитвы, заповеди, духовно-нравственный отдел. Азбука золотая. М., Типография т-ва И.Д. Сытина. Изд. 8-е. 1903 г. Научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского
Новейшая полная российская азбука, содержащая в себе молитвы, заповеди, духовно-нравственный отдел. Азбука золотая. М., Типография т-ва И.Д. Сытина. Изд. 8-е. 1903 г. Научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

Однако революционные события 1917 года внесли в этот план свои «коррективы».

Большевики пришли к власти, где более 2/3 взрослого населения не умели читать и писать

Особенно безотрадным было положение деревни - неграмотными было около 80% - и национальных окраин - доля неграмотных достигла 99,5%.

Сразу после Октябрьского переворота новая власть заявила о своих намерениях. Как позже вспоминал первый нарком просвещения А.В. Луначарский, буквально на следующий день после победы революции глава Советского правительства В.И. Ленин сформулировал главную задачу его ведомства: «Это Вам придётся свалить неграмотность в России».

26 декабря 1919 года в Совет Народных Комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», ознаменовавший начало совершенно нового этапа в борьбе за преодоление культурной отсталости страны

История создания декрета сегодня почти неизвестна. Первоначальный вариант его проекта поручили написать сотруднику внешкольного отдела Наркомпроса Н. Гудзю. Он должен был подготовить документ, не имевший аналога в мировой истории. Н. Гудзь вспоминал, что поскольку помещение отдела не отапливалось, он «сидел в шубе, шапке, перчатках и валенках и писал не чернилами, они замерзли, а огрызком карандаша, на разнокалиберных обрывках бумаги».

Даже «на самом верху» - среди членов правительства, были большие сомнения в своевременности декрета и возможности его осуществления. Действительно, в полуголодной стране, охваченной гражданской войной, царили эпидемии и разруха. Тем не менее, 30 декабря 1919 года декрет был опубликован в газетах и в сотнях тысяч экземпляров разослан по стране.

Экзамен по русскому языку и арифметике для окончивших курсы ликбеза при почтово-телеграфном дивизионе. Санкт-Петербург. 1920 г. ГИМ
Экзамен по русскому языку и арифметике для окончивших курсы ликбеза при почтово-телеграфном дивизионе. Санкт-Петербург. 1920 г. ГИМ
Декрет начинался словами: «В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны, Совет Народных Комиссаров постановил: всё население республики от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязательно обучаться грамоте на родном или русском языке».
Боевой приказ №2 Нижнеудинского уездного исполкома о мобилизации неграмотного населения в возрасте от 16 до 25 лет для определения их в школы грамоты. 1921 г. ГИМ
Боевой приказ №2 Нижнеудинского уездного исполкома о мобилизации неграмотного населения в возрасте от 16 до 25 лет для определения их в школы грамоты. 1921 г. ГИМ

Для пропаганды политики борьбы с неграмотностью были использованы мощнейшие средства идеологического воздействия. Стены домов, городской транспорт, витрины магазинов, мосты пестрели следующими лозунгами: «Кто против грамоты – тот враг свободы», «Безграмотный – помощь разрухи», «Тёмный, невежественный гражданин – опасноть для страны», «Без грамоты сколько срама то!».

Основная идея декрета – «Грамотный, помоги неграмотному!» - стала стержнем всей работы по ликвидации безграмотности

Важным средством агитации за всеобщую грамотность были красочные плакаты, в том числе и плакаты знаменитых «Окон РОСТА».

Плакат "Грамотный, обучи неграмотного". 1920 г. ГИМ
Плакат "Грамотный, обучи неграмотного". 1920 г. ГИМ

Для претворения в жизнь положений декрета необходимо было преодолеть колоссальные трудности. Главной проблемой был острейший дефицит преподавательских кадров.

Основной работой по реализации декрета занималась Н.К. Крупская

Основная работа по реализации декрета, начиная от создания учебных пособий и заканчивая «выбиванием средств» на нужды ликбеза, легла на плечи жены В.И. Ленина Надежды Константиновны Крупской. В одном из первых публичных выступлений «первая леди» большевистской России так сформулировала своё понимание первоочерёдных общегосударственных задач: «Нужно покрыть всю страну сетью элементарных школ для взрослых, школ для безграмотных и малограмотных. В коммунистической России не должно быть безграмотных. Тут должны приняться за работу все!»

В.И. Ленин и Н.К. Крупская в Горках. 1922 г. ГИМ
В.И. Ленин и Н.К. Крупская в Горках. 1922 г. ГИМ

Это было время, когда «карандаши чинили топором и писали при лучине», вместо тетрадей использовали старые афиши, а чернила делали из свёклы

О первых шагах по выполнению декрета Н.К. Крупская писала, что это было время, когда «карандаши чинили топором и писали при лучине». Острая нужда была и в бумаге, и в письменных принадлежностях. Учащимся в специальных инструкциях рекомендовалось использовать для письма деревянные палочки с обугленными концами, а в качестве тетрадей – старые афиши. В одних губерниях вместо карандашей использовался древесный уголь, в других – свинцовые палочки. Чернила делали из свёклы, сажи, клюквы, ольховых шишек.

Рабочие на занятиях в школе Ликбеза. 1928 г. ГИМ
Рабочие на занятиях в школе Ликбеза. 1928 г. ГИМ

Первый советский букварь начинался словами: «Мы не рабы. Рабы не мы»

Первый советский букварь для взрослых «Долой неграмотность!». Он начинался словами, ставший впоследствии широко известными: «Мы не рабы. Рабы не мы». Автором этого букваря была молодая учительница Д. Элькина, которую в 1919 году Политуправление Реввоенсовета республики направило в качестве агитатора на Южный фронт.

Долой неграмотность. Букварь для взрослых. 1920 г. ГАРФ
Долой неграмотность. Букварь для взрослых. 1920 г. ГАРФ

В 1923 году на помощь Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по ликвидации безграмотности, созданной в конце гражданской войны, пришло добровольное общество «Долой неграмотность!». Уже через три года в рядах ОДН начитывалось более полутора миллионов человек, общество затрачивало немало усилий на материальное обеспечение своей деятельности.

Особый размах движение за всеобщую грамотность приобрело в годы первых пятилеток. Трудовое воодушевление породило небывалый в истории образовательный энтузиазм. В 1928 году по инициативе комсомола начался Всесоюзный кульпоход. Это было небывалое объединение усилий общественных организаций и сотен тысяч грамотных граждан, обучавших неграмотных на добровольных началах. В истории культурной жизни страны да и всего мира ничего подобного не было.

Первое слово в 65 лет. 1930-е гг.
Первое слово в 65 лет. 1930-е гг.

К 1940 году читать и писать научились почти 60 миллионов человек

Была решена проблема создания письменности для не имевших её народов. Всесоюзная перепись 1939 года показала, что в основном историческая задача достижения всеобщей грамотности была выполнена. Импульс, данный декретом о ликвидации безграмотности, отвечал народным стремлениям к знаниям и потому получил мощную общественную поддержку.

Плакат. "Город Ленина, город сплошной грамотности. Вызываем Москву, Харьков, Минск". 1931 г. ГИМ
Плакат. "Город Ленина, город сплошной грамотности. Вызываем Москву, Харьков, Минск". 1931 г. ГИМ

СССР
2461 интересуется