Итог всего процесса обучения изобразительному искусству, это постановки с фигурой человека. Как разновидность их - многофигурные постановки.
Фигура человека - самый сложный объект в изобразительном искусстве. Конструктивное построение с учетом анатомического строения тела, разнообразные фактуры в одежде, теле и волосах, богатство переходов оттенков цвета и тона – все становится лакмусовой бумагой для профессионального уровня художников.
Как правило, к рисованию фигуры человека студенты идут постепенно от простого к сложному, от набросков до постановок фигуры в интерьере.
В таких сложных постановках прослеживается сюжетная линия, натурщики не просто сидят или стоят. Они вовлечены в какое то действие, здесь присутствует эмоциональная окрашенность самой постановки.
При изображении фигуры в интерьере дополнительно решается взаимосвязь окружающего фона и пространства. Необходимо чтобы сама поза натурщика, фон, детали, костюм и антураж раскрывали сюжетную взаимосвязь. Хорошо смотрятся постановки с фигурой человека на определенные темы: фольклорная, домашняя, сельская, южная, повседневная.
Интерьер лучше брать простой, не перегруженный деталями, ограниченным углом или частью комнаты. Постановки удобнее делать спокойными и сдержанными по цвету, особенно в начале перехода к рисованию фигур человека.
Можно отдельно поставить яркую и насыщенную по колориту постановку, где буду ткани разные по фактуре, цветные и открытые, чтобы научится согласовывать в работе такие цвета. Это лучше делать, когда есть уже некоторый опыт в написании фигур человека.
Очень важно для конечного результата мастерство педагога или художника, который организовал постановку, будь то натюрморт или многофигурная композиция. Красивый и выразительный мотив всегда получается лучше, вдохновляет и гармоничнее смотрится.
Студенты на постановке фигуры человека в интерьере учатся решать множество задач:
1.Вписать всю постановку в единую среду, колорит.
2. Правильно передать цветовые отношения и развитие цвета на постановке.
3. Уверенно нарисовать фигуру человека, с учетом анатомического строения, передав его индивидуальность и характерные черты. Натурщик должен быть похож и быть в характере.
4. Все изображение должно строиться с учетом воздушной и линейной перспективы. На работе должно быть передано пространство и плановость.
5. Даже на учебной работе нужно создать образ, написать эмоционально и прочувствовано.
6. Правильно построить композицию работы, добавить туда остроту и выразительность.
Это сложные задачи, но если студенты начинают с ними справляться, значит, скоро они смогут грамотно написать картины, где присутствуют люди.
Этапы работы над постановками с фигурой человека такие же, как и на натюрморте, портрете или пейзаже.
Делаются композиционные наброски, пишется этюд, где ищутся основные отношения цвета. Затем на холсте выполняется подготовительный рисунок и начинается непосредственная работа красками.
Писать такие портреты или постановки полезно не только студентам. Художнику просто необходимо иногда вернуться к работе с натуры, написать хорошую академическую постановку или портрет и посмотреть на свое творчество под другим углом. Вспомнить школу и оценить правильно ли он движется в своем творчестве.
Ну а всем кто учится и хочет совершенствовать свои умения в изобразительном искусстве писать с натуры, в том числе и фигуру человека, просто необходимо.
Надеюсь, моя статья будет вам полезной. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и отзывы.