Найти в Дзене
Прекрасное Далёко

Постановки с фигурой человека как шаг к созданию картин.

Итог всего процесса обучения изобразительному искусству, это постановки с фигурой человека. Как разновидность их - многофигурные постановки.

Фото автора. Процесс этюда над постановкой с фигурой человека.
Фото автора. Процесс этюда над постановкой с фигурой человека.

Фигура человека - самый сложный объект в изобразительном искусстве. Конструктивное построение с учетом анатомического строения тела, разнообразные фактуры в одежде, теле и волосах, богатство переходов оттенков цвета и тона – все становится лакмусовой бумагой для профессионального уровня художников.

Фото автора. Начало работы над этюдом. Рисунок и основные цветовые отношения берутся большими объемами.
Фото автора. Начало работы над этюдом. Рисунок и основные цветовые отношения берутся большими объемами.

Как правило, к рисованию фигуры человека студенты идут постепенно от простого к сложному, от набросков до постановок фигуры в интерьере.

В таких сложных постановках прослеживается сюжетная линия, натурщики не просто сидят или стоят. Они вовлечены в какое то действие, здесь присутствует эмоциональная окрашенность самой постановки.

Фото автора. Учебная постановка в сдержанных тонах.
Фото автора. Учебная постановка в сдержанных тонах.

При изображении фигуры в интерьере дополнительно решается взаимосвязь окружающего фона и пространства. Необходимо чтобы сама поза натурщика, фон, детали, костюм и антураж раскрывали сюжетную взаимосвязь. Хорошо смотрятся постановки с фигурой человека на определенные темы: фольклорная, домашняя, сельская, южная, повседневная.

Интерьер лучше брать простой, не перегруженный деталями, ограниченным углом или частью комнаты. Постановки удобнее делать спокойными и сдержанными по цвету, особенно в начале перехода к рисованию фигур человека.

Фото автора. Тяглов А. А. Учебная работа в художественном училище им Петрова- Водкина. Куйбышев 1983 год.
Фото автора. Тяглов А. А. Учебная работа в художественном училище им Петрова- Водкина. Куйбышев 1983 год.

Можно отдельно поставить яркую и насыщенную по колориту постановку, где буду ткани разные по фактуре, цветные и открытые, чтобы научится согласовывать в работе такие цвета. Это лучше делать, когда есть уже некоторый опыт в написании фигур человека.

Фото автора. Тяглова Н. В. учебная работа в художественном училище имени Петрова- Водкина. Куйбышев 1983 год.
Фото автора. Тяглова Н. В. учебная работа в художественном училище имени Петрова- Водкина. Куйбышев 1983 год.

Очень важно для конечного результата мастерство педагога или художника, который организовал постановку, будь то натюрморт или многофигурная композиция. Красивый и выразительный мотив всегда получается лучше, вдохновляет и гармоничнее смотрится.

Студенты на постановке фигуры человека в интерьере учатся решать множество задач:

1.Вписать всю постановку в единую среду, колорит.

2. Правильно передать цветовые отношения и развитие цвета на постановке.

3. Уверенно нарисовать фигуру человека, с учетом анатомического строения, передав его индивидуальность и характерные черты. Натурщик должен быть похож и быть в характере.

4. Все изображение должно строиться с учетом воздушной и линейной перспективы. На работе должно быть передано пространство и плановость.

5. Даже на учебной работе нужно создать образ, написать эмоционально и прочувствовано.

6. Правильно построить композицию работы, добавить туда остроту и выразительность.

Фото автора. Тяглова Н.В. Этюд сидящего мальчика.
Фото автора. Тяглова Н.В. Этюд сидящего мальчика.

Это сложные задачи, но если студенты начинают с ними справляться, значит, скоро они смогут грамотно написать картины, где присутствуют люди.

Этапы работы над постановками с фигурой человека такие же, как и на натюрморте, портрете или пейзаже.

Делаются композиционные наброски, пишется этюд, где ищутся основные отношения цвета. Затем на холсте выполняется подготовительный рисунок и начинается непосредственная работа красками.

Фото автора. Тяглов А.А. Этюд  стоящего мальчика.
Фото автора. Тяглов А.А. Этюд стоящего мальчика.

Писать такие портреты или постановки полезно не только студентам. Художнику просто необходимо иногда вернуться к работе с натуры, написать хорошую академическую постановку или портрет и посмотреть на свое творчество под другим углом. Вспомнить школу и оценить правильно ли он движется в своем творчестве.

Ну а всем кто учится и хочет совершенствовать свои умения в изобразительном искусстве писать с натуры, в том числе и фигуру человека, просто необходимо.

Надеюсь, моя статья будет вам полезной. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и отзывы.