Сказав «А», почти всегда приходится говорить «Б». Написав на канале про Якушева, Шадрина, Мартынюка, невозможно не написать про Зимина. Двукратный олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира, автор первой нашей шайбы в Супер-серии с канадцами 1972-го. Он играл правым краем с великолепной связкой Якушев-Шадрин наравне с Мартынюком, но до Шалимова.
Евгений Владимирович Зимин
Родился 06 августа 1947 года в Москве в образованной семье. Его отец впоследствии был замминистра химической и металлургической промышленности, но умер в 1959-м, когда Евгению было только 12 лет. Мама – врач, завотделением больницы, пытавшаяся лечить Владимира Семёновича Высоцкого от алкоголизма.
С детства занимался в московском «Локомотиве», за взрослую команду отыграл в 1964-1965 гг., в 1966-м был приглашён Бобровым в «Спартак». Как и все мои предыдущие герои-спартаковцы.
Небольшое отступление про Боброва
Всё же умел Бобров разглядеть юных талантов. А какой клубной принадлежности считать Боброва, если он играл за ЦСКА, за ВВС Василия Сталина, если он создал фактически с нуля (пусть не совсем) тот самый побеждающий армейцев «Спартак». Был нашим тренером в той самой СС-1972?
Мне кажется, он навсегда остался с теми, кто погиб в той катастрофе под Кольцово. Такое не забывается, он жил за них за всех, соответственно, он всегда набирал команду (любую) без никаких там клубных предпочтений. А свыше ему наверняка что-то подсказывали.
Зимин в Спартаке
В 1966-м с хоккеем закончил Евгений Майоров. Там довольно странная была история, сначала его от сборной отцепил Тарасов, причём публично, как снизившего требования к себе. Мне кажется, в Спартаке бы мог еще играть? Но он ушёл.
И вот юного Зимина ставят в тройку к Борис Майоров – Старшинов. По воспоминаниям Зимина на «притирку» ушло полгода. Они на него давили авторитетом и просто орали, он им тоже матом отвечал, продолжая играть, как привык, то есть, в основном – индивидуально.
Вообще-то, с ростом 172 см и весом 70 кг Евгений Зимин был одним из самых «лёгких» крайних нападающих советского хоккея.
Сравните, например, пусть он старше на 7 лет, с впоследствии Великим тренером Владимиром Владимировичем Юрзиновым, который в лучшей своей форме игрока в 1964-м при росте 183 см весил 94 кг!
Зато у Зимина была техника и скорость! И он сам уже потом признавался, что это именно Старшинов с Б.Майоровым его всё-таки продавили и научили играть в пас.
Кстати, Старшинов о Зимине вспоминал с большой теплотой, в отличие от Мартынюка, которого сильно критиковал. Наверное, потому, что Мартынюк на него матом не огрызался?
Зимин в сборной
Евгений Владимирович очень много баек нам всем про сборную поведал. За что ему – отдельное спасибо!
Например, в Гренобле наши стали чемпионами только чудом – благодаря шведам. От нас уже ничего не зависело, чехам было достаточно победить шведов – и мы в пролёте! По рассказу Зимина, шведские хоккеисты заявились к нашим накануне решающей игры в весьма расслабленном состоянии. Братались с нашими и уверяли, что завтра они чехов разорвут. Наши приуныли, но шведы держат слово, пусть не разорвали, но 2:2, устраивающие нас, наиграли. Наши шведам после этого устроили банкет – верность принципам фэйр-плэй достойна небольшого вознаграждения! А вы как думаете?
Кстати, этот эпизод вошёл в знаменитый номер Геннадия Хазанова (я его слушал на виниловом «гиганте», который где-то и сейчас лежит в залежах всякого старья). Там Хазанов пародировал Николая Озерова и его голосом кричал: «Нам нужна только победа! Только победа шведов над чехословаками!». В реальности хватило и ничьей.
Ненависть фанатов клубов
Если честно, я этого, как болельщик с трёх лет куйбышевских Крыльев (футбол) и СКА (Куйбышев), впоследствии ЦСКА ВВС (Самара-Куйбышев) – хоккей и баскетбол – совсем не понимаю ваших всех антагонизмов.
Ведь игроки ваших ненаглядных клубов играли вместе за сборную, бывало, умирая там друг за друга. А вне хоккея – дружили семьями. Например, Харламов был очень дружен с Мальцевым, о чём тоже рассказывал Зимин. Он часто был на их совместных посиделках.
Ещё раз про Юрзинова
Удивительным образом они с Зиминым похожи. Юрзинов не стал олимпийским чемпионом из-за приступа аппендицита накануне ОИ-1964. Зимин, великолепно сыграв первый матч серии с канадцами в 1972-м (забил первую и шестую шайбы в первой игре), после второй испытал резкие боли в брюшине. Оказалось – аппендицит. Прооперировали уже в Москве. По факту он стал одним из самых эффективных той серии: два матча – три очка (2+1)!
Что было дальше?
Завершение карьеры было странным – призвали в армию за два месяца до предельного (27 лет) возраста. Отыграл 2 года в СКА МВО (в ЦСКА сказали, что не нужен, к Пучкову в СКА (Ленинград) перевестись не дали). По собственным словам, утратил и желание играть, и форму. После дембеля поиграл ещё в КС (Москва) – и сошёл.
Дальше у Зимина всё было более, чем интересно. Например, он 17 лет был скаутом Филадельфии по Европе, а позвал его туда Бобби Кларк. Пару лет был даже тренером Спартака – не понравилось!
Кстати, вот мне тут в других темах канала как-то говорили, что мол Малец в серии 1972 ни одной шайбы не забил. А Зимин приводил свой разговор с тренером канадцев, и тот его спросил, кого он считает самым одарённым от природы хоккеистом той нашей сборной? Зимин назвал Харламова. Канадец покачал головой и сказал – Мальцев!
Заключение
Какое-то еще мистическое совпадение, что Зимин не только в спартаковской тройке Евгения Майорова заменил, но тоже стал вполне медийной личностью. Даже комментировал хоккей с Ванкувер-2010.
Он был великолепным хоккеистом, отличным человеком, пожил, поиграл и прожил в 2018-м в возрасте 71. Светлая память!